Фото: kjpargeter - ru.freepik.com

Применение виртуальной реальности в мебельном бизнесе

Предыдущий материал закончился на довольно интригующей ноте: на виртуальной и дополненной реальности, которые у большинства до сих пор прочно ассоциируются скорее с нишей развлечений и игровой индустрией. Хотя специалисты из многих других сфер не устают повторять, что этот инструмент столь же практичный и полезный, сколько эффектный. «На мой взгляд, то, что сегодня эти технологии используют в основном как игрушку, сродни использованию синхрофазотрона в роли молотка.

На самом деле потенциал этих инструментов в образовании, промышленности, дизайне и продажах колоссальный. И VR не хватает лишь достижения ещё нескольких параметров (например, передачи тактильных ощущений), чтобы его возможности и вовсе стали безграничными», — выразил уверенность представитель компании-резидента фонда «Сколково», создатель проекта VR Dome (ООО «ВиАР Дом») ИЛЬЯ МОРОЗОВСКИЙ.

И постепенно к осознанию такой мысли приходят и в нашей стране. Пусть отечественный рынок VR/AR ещё очень молод, но, по данным аналитического агентства TAdviser, в 2021 году в России стали переходить от знакомства с этими технологиями к начальному этапу их применения в различных компаниях и проектах.

Что отчасти подкрепила пандемия: за 2020 год российский рынок VR/AR вырос на 16% и составил 1,4 млрд рублей, сообщало совместное исследование российского отделения Huawei и агентства «ТМТ-Консалтинг». А мебельная индустрия пусть и приняла это нововведение не так массово и активно, как другие ниши, но всё же не осталась в стороне.

Поговорим же об этом зарождающемся тренде подробнее. Где и как VR/AR применяют в мебельной индустрии? Что необходимо, чтобы внедрение этих технологий расширилось? И не станут ли санкции 2022 года причиной того, что это направление умрёт, даже не успев толком зародиться? Но обо всём по порядку.

Меблировка и дизайн интерьеров

На рынке недвижимости находит место как дополненная реальность (AR), когда люди видят некий цифровой объект, возникающий в нашей реальности и дополняющий её, так и виртуальная, когда человек при помощи VR-очков лицезрит вокруг цифровую реальность, сгенерированную программой и компьютером.

AR-технологии сегодня чаще всего применяют в специальных приложениях для примерки мебели, которые более всего популярны в Западной Европе и Америке. Например, немецкая компания Villеroy & Boch в 2018 году создала приложение Augmented Reality для iOS, Android и Windows, которое помогает подобрать мебель и сантехнику в ванную комнату.

Достаточно навести камеру смартфона и планшета на ванную комнату, и в зафиксированном на экране помещении можно расставлять цифровые изображения предметов. Таким образом потребитель может оценить, как то или иное изделие будет смотреться конкретно в его интерьере.

Ещё раньше, в 2017 году, подобное приложение представила IKEA. Для примерки мебели в IKEA Place необходимо было отсканировать комнату с помощью камеры, чтобы в дальнейшем начать пристраивать туда виртуальные модели товаров бренда. Программа же самостоятельно отрисовывала позиции в 3D и автоматически масштабировала цифровую мебель, исходя из размеров отсканированной комнаты. Точность процесса уже на тот момент составляла 98%.

В России тоже постепенно начинают появляться компании, предлагающие виртуальную примерку мебели и даже виртуальные туры по уже меблированной квартире. В данном случае у человека возникает полный эффект погружения, а размеры и формы предметов он воспринимает не со стороны (через картинку на экране), а своими глазами, как бы в натуральную величину.

Ещё в 2018 году результативность такого эффекта подтвердили результаты опроса центра сертификации digital-агентств Ruward. Согласно им, 64,4% покупателей квартир отметили, что 3D- и VR-контент помогает «прочувствовать» реальные размеры и объём комнат.

И мебель здесь не исключение. Найдутся те, кто скажет, что подобное решение хоть и позволяет достичь wow-эффекта, однако овчинка может не стоить выделки. С чем не согласятся представители специализированных компаний.

«Наша специализация с 2016 года — создание ПО для автоматизации планировочных решений и в применении VR-технологий. Эти профильные услуги мы оказываем нашим партнёрам при помощи онлайн-платформы VIM для создания виртуальных шоурумов и 3D-туров с алгоритмами генерации персонализированного дизайна интерьера жилых и офисных пространств.

Благодаря такому решению становится возможен просмотр будущей квартиры ещё на этапе стройки, а также создание за пару кликов дизайн-проекта интерьера квартиры, включающего расстановку мебели, что позволяет заранее получить смету.

Использование таких технологий сокращает срок принятия клиентом решения о покупке квартиры, повышает её стоимость и позволяет выгодно отстроиться от тех конкурентов, которые не имеют подобных VR-туров. По нашим данным, сегодня 80% девелоперов не предоставляют такие услуги.

Выгода мебельных брендов от участия в такого рода проектах — охват дополнительной аудитории, заинтересованной в покупке мебели», — перечислила основатель и генеральный директор компании «Иммерсия СК», являющейся резидентом фонда «Сколково», ЕЛЕНА ХЛАПИНА.

«Схема сотрудничества при реализации таких проектов максимально комфортная. Застройщик и компания, предоставляющая такие цифровые услуги (брокер), заключают договор, по условиям которого брокеру предоставляют данные покупателей квартир застройщика (лидогенерация) и аренду рабочего места для обустройства шоурума.

Далее брокер заключает договор с заинтересованными поставщиками мебели, которые предоставляют компании все данные для создания виртуальных моделей.

И уже когда по итогам VR-примерки покупатель квартиры определяется с моделями, договор заключается между ним и производителем мебели», — привёл пример представитель компании-резидента фонда «Сколково», создатель проекта VRdome (ООО «ВИАР ДОМ») ИЛЬЯ МОРО-ЗОВСКИЙ.

Или же, как мы писали в прошлом материале на стр. 34, меблировка может входить в ДДУ, а также партнёры могут использовать в таких проектах любые кредитные инструменты.

И так как сейчас именно сектор строительства и рынок недвижимости видят одним из основных драйверов мебельной отрасли, участие именно в таких технологичных проектах выглядит наиболее перспективным.

Безусловно, пока такое возможно только в случае жилья комфорт-класса, однако массовость использования всегда снижает цену товара или услуги. Поэтому, если VR/AR закрепятся в меблировке, нельзя исключать их проникновения и в средний сегмент спустя некоторое время.

Мебельные гипермаркеты

Почему даже с нормализацией эпидемиологической обстановки многие компании оставили часть своих сотрудников на удалёнке? Одна из причин — экономия на аренде. Как, спрашивается, в этом может помочь VR/AR? Путём создания цифровых виртуальных магазинов.

Например, eBay запустил такой магазин ещё в 2016 году в партнёрстве с австралийским ретейлером Myer. При помощи специального приложения пользователь перемещается по трёхмерному интерфейсу, просматривая детальные и наглядные модели товаров.

В 2017 году о запуске VR-магазинов объявляла торговая площадка AliExpress совместно с российским разработчиком приложений виртуальной реальности Fibrum, однако проект не получил широкого распространения и сейчас сложно найти даже свежие упоминая о нём.
Хотя неудачи такого рода стоит воспринимать не как показатель неэффективности, а как опыт, позволяющий выявить ошибки, чтобы не повторить их в будущих проектах.

«Вспомним людей, которые лежали на кроватях в магазинах IKEA. Так они внушали себе ощущение того, что они проверили и проконтролировали качество товара, что у них всё под контролем.

И подавляющее большинство мебельщиков уверяет нас, что отсутствие тактильности является огромным минусом VR, и что большинство покупателей принимает решение о покупке, открыв/закрыв ящик или потрогав поверхность стола.

Однако это всё привычки покупателей, у которых просто нет альтернативных вариантов. Но в целом, согласно нашим исселедованиям и опросам, что мы провели за три года, 70% людей охотно бы сняли с себя беготню по магазинам для получения тактильных ощущений, если бы у них была возможность изучить продукт в VR.

И здесь польза не только для покупателей, но и для производителей товаров. Виртуальный гипермаркет мебели позволяет достичь, во-первых, сокращения огромных затрат на строительноство как шоурумов, так и масштабных торговых центров. Они попросту будут не нужны: достаточно будет небольшого помещения в 60–80 метров максимум с VR-оборудованием.

Во-вторых, сокращение затрат на складские помещения и, в-третьих, — на персонал. Другой вопрос, что пока это нерентабельно, если покупателю нужны, допустим, только стул и стол. Выхлоп будет только в случае масштабного заказа, как раз как в случае комплексной меблировки», — заметил ИЛЬЯ МОРОЗОВСКИЙ.

Также, по мнению эксперта, VR далеко не всегда будет эффективна в отдельных брендовых салонах, потому что значительная часть покупателей приходит туда конкретными товарами конкретного бренда.

«В принципе я и не утверждаю, что подобные проекты могут заменить всё. Этого и не нужно. VR/AR не волшебная таблетка, а всего лишь один из способов, который может изменить продажу вещей в лучшую сторону», — добавил ИЛЬЯ МОРОЗОВСКИЙ.

Стимуляция покупки в шоурумах и салонах

Однако некоторые мебельщики считают, что от виртуальных технологий есть толк и в рамках конкретного салона. Потому что, даже когда покупатель приходит в шоурум, у него могут возникнуть трудности выбора между несколькими моделями. В некоторых случаях это может стать причиной для отсрочки покупки, а то и отказа от неё, если клиент найдёт в другом магазине вариант, который не вызовет у него сомнений.

VR/AR, как и в случае с недвижимостью, позволят значительно снизить такие риски.

«VR-технологии — это уникальный инструмент для «дожатия» продажи. Просто представьте, вы выбрали мебель в спальню, на картинке всё выглядит красиво, но вы сомневаетесь, подойдёт ли это всё по размерам для вашей комнаты, откроются ли все фасады, будет ли хватать свободного места и правильный ли вы выбрали цвет.

Но достаточно надеть шлем виртуальной реальности, и вы окажетесь внутри своей будущей комнаты, сможете оценить реальные размеры в пространстве, открыть все ящики, поиграть с цветом. Именно вы становитесь главным дизайнером вашей спальни, и всё в ваших руках. После этого приёма у вас нет шанса уйти с пустыми руками.

К тому же пока этот инструмент не стал массовым, это уникальная «фишка» для привлечения внимания потенциального клиента. Могу с гордостью сказать, что каждого второго клиента нам удаётся провести через VR-зону, а каждый пятый уходит с покупкой», — поделилась с нами директор курского салона мебельной компании «Ангстрем» (в котором впервые внедрили VR) СВЕТЛАНА БЕЛЯЕВА.

«На сегодняшний момент мы подобные технологии не используем, но эта ситуация должна измениться уже в ближайшее время: наша компания сейчас как раз ведёт работу по внедрению таких инструментов. И мы планируем применять их в нескольких направлениях. В первую очередь для демонстрации продукции компании на примере уже реализованных проектов у других заказчиков.

Так как мы занимаемся меблировкой предприятий и офисов, это будет очень удобно для наших корпоративных клиентов. Они смогут погрузиться в атмосферу качественно оборудованных современных брендовых офисов и понять, какая обстановка нужна для их компании. Кроме того, так как мы активно участвуем в тендерах, порой возникает необходимость демонстрации возможностей производства.

Мы работаем по всей России, и не у всех партнёров есть возможность приехать к нам в Подмосковье и оценить предприятие самостоятельно. Поэтому мы также планируем использовать VR-технологии для проведения экскурсий по нашей фабрике для наших потенциальных заказчиков», — рассказала начальник учебного центра ООО ТПК «Феликс» ЛЮДМИЛА ПРИЩЕНКО.

Фото: dit26978 — ru.freepik.com

Аналитика производственных процессов и обучение

И на самом деле, продажи — далеко не предел «мебельного VR/AR». Как раз-таки в секторе промышленности наиболее часто такие инструменты применяются для создания цифровых двойников предприятия, проектирования цехов или аналитики оборудования.

Мебельные фабрики благодаря виртуальной и дополненной реальности пока не создают (или этот момент не особенно озвучивают для общественности), но зато эти технологии применяют в работе со станками.

Так, например, ещё на международной выставке «Лесдревмаш-2018» в Москве бренд SCM представил платформу цифровых инструментов Maestro Digital Systems для эффективного управления «цифровой фабрикой» будущего. Система анализирует и оптимизирует производственные процессы и планирует профилактическое обслуживание оборудования.

Станки и, более того, операторы, находящиеся в разных цехах, могут обмениваться данными в режиме реального времени, тем самым представляя собой единую систему. Людям в этом помогают «Умные очки», или Smart Glasses.

Работая с оборудованием в этих очках, специалист может одновременно транслировать изображение, например, инженеру или технологу, который может находиться даже в другом офисе. С помощью камеры при необходимости можно сделать высокоточное фото и выделить на нём проблемный участок.

Этот специалист, в свою очередь, видя трансляцию, может дать поправки или указания работнику за станком (например, о смене настройки, о выделении узла, об использовании агрегата с другим номером и т. д.). Это в целом можно назвать элементами AR.

Также частая практика среди зарубежных мебельщиков — использование VR/AR-инструкций по сборке мебели. Хотя в интернете можно найти примеры подобного использования и в России. Например, в открытом доступе можно найти упоминание о том, что «Ивановская мебельная фабрика» создаёт инструкции для сборщиков при помощи элементов VR.

В очки виртуальной реальности со встроенными камерами загружают цифровой двойник разобранной мебели. Запись того, что сотрудник делает руками, накладывается на запись сборки цифровой модели, в результате чего и получаются видеоинструкции.

И ещё одна ниша, где цифровые реальности показали себя очень эффективно, — это обучение персонала. Симуляторы с VR/AR применяют для обучения лётчиков, спасателей, водителей и операторов спецтехники.

«Это ещё направление, в котором мы планируем использовать VR-технологии. Они станут отличным дополнением нашего учебного центра и ещё больше повысят его эффективность, дополнив практические занятия или контрольные тестирования.

Ученики или молодые специалисты смогут практиковать выполнение определённых производственных операций на станке при помощи виртуальной реальности, не опасаясь испортить сырьё или сбить настройки оборудования», — добавила ЛЮДМИЛА ПРИЩЕНКО.

Но суждено ли надеждам сбыться?

Несмотря на то, что многие эксперты называют рынок VR/AR одним из самых быстрорастущих (его среднегодовой темп достигает 22%), до февраля 2022 года его вхождение в мебельную отрасль тормозило только два момента. Первый — это устоявшиеся привычки потребителей (о которых наши эксперты говорили в начале материала) и консерватизм самих мебельщиков. И это замечают не только специалисты IT-индустрии, но и сами игроки мебельного рынка.

«Благодаря простейшему интерфейсу с технической стороной мы ознакомились довольно быстро. Но успех будет только в том случае, если все участники команды поверят в то, что этот инструмент действительно эффективно работает. Изначально приходилось работать с негативными установками и сомнениями некоторых сотрудников, хотя в итоге мы получили положительный результат», — уточнила СВЕТЛАНА БЕЛЯЕВА.

Второй — дороговизна технологии.

«На мой взгляд, большинство коллег не решаются на внедрение таких технологий, прежде всего, из-за их стоимости. Весь необходимый комплекс (непосредственно очки, ПО, организация и управление процессом) требует серьёзного финансового вложения. Окупаемость прослеживается лишь в некоторой перспективе, а многим необходим результат максимально быстро», — добавила ЛЮДМИЛА ПРИЩЕНКО.

Однако стоимость внедрения современных инструментов нельзя назвать существенной по сравнению с тем, что было до 2017–2018 года, пока Meta [компания признана экстремистской организацией в России, её деятельность запрещена в РФ] не выпустила на рынок самые доступные среди конкурентов очки виртуальной реальности и сопровождающие их агрегаты.

И кажется, что в 2022 году можно сколько угодно бороться со стереотипами потребителей, производителей и ретейлеров на счёт VR/AR, но, если не решить вопрос поставки оборудования (подавляющий процент которого приходился на импорт), рынок подобных технологий может начать скатываться.

Без него очень неплохое, даже по оценкам зарубежных экспертов, российское специализированное ПО (чья доля на внутреннем рынке очень существенная), будет попросту бесполезным.

Как отмечают в своём майском тематическом материале «Известия» со ссылкой на эксперта центра компетенций Национальной технологической инициативы «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» на базе ДВФУ Олега Рудзейта, из-за сложностей с импортом оборудования российский рынок VR- и AR-технологий может просесть на 30–40%.

Шансы на позитивный исход есть

Однако пока эксперты этого рынка просят не отчаиваться: ещё в мае появилась официальная новость от Минцифры о том, что компании, которые занимаются технологиями дополненной и виртуальной реальности, могут рассчитывать на господдержку.

Сегодня специалисты отрасли, помимо вступления в силу соответствующих законопроектов, рассчитывают также на:

  • грантовую, инвестиционную и кредитную поддержку;
  • стимулирование потребителей из перспективных отраслей применять VR/AR;
  • создание условий и инструментов финансовой поддержки для масштабного внедрения отечественных решений в соответствующей области;
  • повышение мотивации телеком-операторов расширять зоны покрытия своих сетей сетями нового поколения;
  • более активную подготовку специалистов в области AR/VR.

Эксперты отмечают, что в случае грамотной реализации этих мер отрасль может начать развиваться даже более сильными темпами, чем прогнозировалось ранее. Тем более что, как отмечалось выше, развитие отечественного софта идёт хорошими темпами.

Что касается оборудования, по данным аналитиков международной консалтинговой компании IDC, специализирующейся на информационных технологиях, в ближайшие год-два этот рынок может пополниться новыми игроками, которые составят конкуренцию знаменитому западному бренду в соотношении цена/качество. Основные ставки делают на корпорацию Sony, который готовит к выходу новый шлем виртуальной реальности.

К тому же это направление активно осваивают индийские и китайские производители, чьи рынки полностью открыты для российских разработчиков. В случае их успеха в достижении конкурентного качества стоимость AR/VR-проектов для заказчиков может значительно снизиться по сравнению даже с нынешним уровнем.

Текст: Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!