Мебельный профит: антиквариат, винтаж, искусство
Не один десяток лет мебельные атрибуты кочуют из домов, наполненных историей, в современные особняки и апартаменты. Замечательные предметы интерьера и мебель в духе старины становятся не только трендом современности, но и средством выгодных капиталовложений, а также инструментом частного бизнеса.
Старинная мебель у одних вызывает стремление к коллекционированию, у других — азарт заработать состояние, у третьих — желание продлить жизнь почтенным «свидетелям» эпохи. Поэтому антикварный рынок напоминает лабиринт, по которому в поиске определённых ценностей блуждают миллионы. Однако даже глобальный интерес к этому мебельному сегменту не гарантировал ему благополучное существование: с появлением Всемирной паутины привычные форматы и экономика антикварных торгов безвозвратно изменились.
Антикварный рынок: стагнация, трансформация, коллапс
Начиная с 2016 года, именитые салоны, ярмарки и вернисажи стали примерять онлайн-продвижение и онлайн-торговлю. Традиционный рынок антиквариата постепенно обживал интернет-пространство, но продолжал сохранять специфику заключения сделок по «серым» схемам. Выйти из тени не обязывала и законодательная база, а спекулятивный настрой и кулуарные договорённости даже сейчас не редкость в определённых кругах. Не раз под гнётом экономического кризиса антикварный рынок приходил в упадок, затем восстанавливался и устремлялся в рост. Однако масштабное воздействие пандемии изменило мировой порядок, и антиквариат практически полностью ушёл «на дистант».
Как отмечает руководитель отдела изобразительного искусства и частных клиентов страховой компании Hiscox РОБЕРТ РИД в отчёте о рынке искусств Art Basel & UBS Report 2020, в последние 18 месяцев даже интернет-рынок искусства «штормило», и этот формат, конечно, не смог полностью заменить физический рынок. По его мнению, эта ниша обязательно достигнет точки равновесия, а пока активные рост и падение будут циклично колебаться по аналогии с игрушкой йо-йо. Здесь всегда будет место и новым коллекционерам, и новым спекулянтам. Им выпадет шанс либо разбогатеть, либо потерять всё, пока не лопнет этот пузырь и рынок не станет частью мейнстрима.
В отличие от 2015-го, когда мировые цены на антикварную и винтажную мебель снизились на 60-70%, а спрос установился на отметке ноль, 2020 год был вполне урожайным. Объём оборота старинной мебели переместился с 40-ых позиций на 5-ое место, но предметы декора музейного и коллекционного уровня по-прежнему теряли в цене.
Правда, за эти годы предметы старины потеснились, и рядом с ними появились экспоненты современного дизайна. Причина проста — один из законодателей мебельного антиквариата, престижный салон Нью-Йорка, снял ограничения по возрасту. Его примеру последовали и другие завсегдатаи рынка.
Именно в таких условиях все игроки антикварного рынка переживали серьёзный коллапс 2020-го. Сезонные выставки-показы переносились, а галереи пустовали, вынуждая продавцов глубже погружаться в виртуальный мир. Ещё за год до всеобщего локдауна мировые продажи предметов искусства и антиквариата достигли оценочного порога в 64,1 миллиарда долларов.
Согласно исследованиям доктора экономических наук КЛЭР МАКЭНДРЮ, снижение на трёх крупнейших арт-рынках (США, Китай, Великобритания) привело к падению продаж на 5%, фактически вернув рынок в 2017 год. Дилеры лидировали, почти вдвое превысив темпы роста аукционных продаж. В 2019 году показатели этих двух секторов ещё больше разошлись. Продажи дилеров, охватывающие как первичный, так и вторичный рынок, умеренно росли, в то время как сектор публичных торгов сокращался, что привело к общему падению продаж.
В более широком контексте 2019 был годом, отмеченным геополитической напряжённостью, торговыми проблемами и ростом протекционизма в ключевых экономиках. Всё это, конечно, сдерживало инвестиции и приводило к снижению глобального роста. Вопреки тенденции к увеличению стоимости, объём продаж, измеряемый количеством сделок, прибавил 2% в годовом исчислении.
Количество транзакций достигло, по оценкам аналитиков, 40,5 миллиона долларов, что является самым высоким показателем за последнее десятилетие. Причина в том, что некоторые сегменты с более низкими и средними ценами и большим объёмом как на дилерском, так и на аукционном рынках поддерживали высокий уровень сделок.
Сдерживающим фактором роста продаж в масштабах всей отрасли стали и различия в показателях по регионам, секторам и сегментам. Здесь наблюдалась некоторая волатильность.
Доля антикварной мебели в общей копилке спроса не превысила 2%, а значит, интерес к старинному эксклюзиву просто начал таять на глазах. Схожая ситуация царила и на антикварных площадках России. Здесь ценителей старинной мебели не поубавилось, но адаптация к новым форматам купли-продажи антиквариата прошла куда ровнее, чем у зарубежных коллег.
Россияне масштабировали рыночные инструменты антикварного рынка и охотно заняли нишу в Сети: стали использовать сайты, маркетплейсы, соцсети, мессенджеры и другие интерактивные площадки для закрытия сделок.
Старое значит ценное?
О ценностях уже не спорят… Для нового поколения коллекционеров-миллениалов этот категориальный термин почти безнадёжно утратил свой смысл. Более того, разнообразие старинной атрибутики сделало клиентские предпочтения более подвижными, а познания в сфере исторической значимости менее глубокими. Границы определений антиквариата и винтажа стали размываться. Большинству несведущих людей эти понятия кажутся одинаковыми.
Эксперт по подбору предметов искусства для интерьеров Наталия Елисеева в рамках своего доклада «Антикварная мебель в интерьере: выбор, проверка и реставрация.
Рекомендации эксперта» на деловой онлайн-программе «Мебель-2020» отметила, что прежде чем работать в этой нише, стоит разобраться с терминами.
Называя мебель с историей антиквариатом, специалисты и непрофессионалы могут учитывать совершенно разные параметры. Здесь, разумеется, всё зависит не только от возраста: эксперты учитывают страну происхождения предмета, мануфактуру или фабрику, где его изготовили, его искусствоведческую ценность, стиль и материалы. Отнюдь не последним фактором становится и провенанс, история самого предмета — то, кому он принадлежал, частью какой коллекции являлся. Какими тайнами поделился бы ломберный столик в стиле Людовика XIV, если бы мог говорить? Иными словами, не всякая старая мебель считается антикварной с культурологической точки зрения, как и не всякое бабушкино платье можно назвать винтажным.
Кроме того, популярные словечки «винтаж» и «антиквариат», которые в повседневной речи часто заменяют друг друга, на деле существенно различаются по значению. Главный признак, по которому вещь относят к той или иной категории, — это возраст.
Как отмечает НАТАЛИЯ ЕЛИСЕЕВА, в России принято считать антиквариатом артефакт старше 50 лет. Соответственно, предмет помладше, но с собственным прошлым, можно назвать винтажным. Его история не такая значительная — лет 15, но, возможно, более личная, интимная, связанная с жизнью отдельной семьи. Кроме того, как уточняет эксперт, в этом смысле слово французское «винтаж» используют преимущественно по отношению к одежде.
Впрочем, особенным старый шкаф или стол делает не только почтенный возраст, но и принадлежность к определённому стилю и эпохе. Спрос капризен, и парадокс заключается в том, что иногда винтажные вещи, которым всего полвека, стоят дороже старинных, и их сложнее отыскать. Интерьерная мода циклична, как и мода в одежде, поэтому цена сравнительно «молодых» вещей, изготовленных в середине XX — уже прошлого — века, на рынке антиквариата может взлетать просто по причине их преходящей популярности. НАТАЛИЯ ЕЛИСЕЕВА приводит такой пример: сейчас покупатели охотятся за шведскими стенками 70-х годов производства, потому что те «отражают ритм и суть своего времени», способны создать соответствующие настроение и атмосферу. В строгом смысле слова это ещё не совсем антиквариат, однако такая мебель тоже может потребовать существенных трат, в том числе и на реставрацию.
Редкостью, которой в силу капризов моды непременно хотят обладать коллекционеры, может стать не только мебель, но и предмет обстановки, какая-то мелочь, возможно, даже не слишком функциональная. Это справедливо именно для винтажных предметов: чашки кузнецовского фарфора или настенного панно с изображением Ленина, советской мозаики или неработающей радиолы. Такие предметы, если их правильно «обыграть», станут изюминкой интерьера благодаря культурологической ценности и оригинальности.
Старинная мебель стоит тем дороже, чем реже она встречается на рынке. Антиквариат — это не только старая, но ещё и редкая вещь, обладающая художественной ценностью.
Триста лет назад, на заре промышленной эры, массовое производство предметов интерьера ещё не было налажено. Поначалу мастера-краснодеревщики работали по индивидуальным заказам и редко делали мебель из «запчастей», в отличие от нынешних фабрик. Богатые горожане включали уникальные предметы интерьера: кровати, сундуки, столовые гарнитуры или буфеты — в список приданого и указывали их в завещании, считая ценным движимым имуществом.
О некотором подобии современного серийного изготовления мебели, подчёркивает НАТАЛИЯ ЕЛИСЕЕВА, можно говорить, начиная с Великой промышленной революции. В конце XVIII столетия на европейском рынке появились колониальные товары, новые материалы из Индии и Африки, Китая и Америки. Поднялась и разбогатела буржуазия, торговцы стали движущей социальной силой, и в городах вырос спрос на качественную мебель, красивую и практичную, но вместе с тем не такую дорогую, как мебель для дворцов. С тех пор ремесленники стали заготавливать, например, листы тонкого шпона или отдельные декоративные элементы на случай похожих заказов. Конечно, это была ещё не IKEA, но с конца XVIII — начала XIX века уже можно говорить о появлении условного мебельного стандарта.
Интерьер с французским акцентом
Предметы советской эпохи, воплощающие нашу ностальгию по минувшему, можно найти относительно просто: у продавцов б/у мебели, на барахолках и блошиных рынках. А вот настоящий двухсотлетний антиквариат придётся поискать. В силу исторических причин и социальных потрясений российские предметы старины сейчас купить непросто. Во время революции, войн и перестройки дворянские и купеческие усадьбы с классическими интерьерами разрушались и разграблялись, а доставшиеся в наследство от бабушки громоздкие буфеты или деревенские комоды тяжело было вместить в советские малометражки — рабочая молодёжь старалась от них избавиться.
Поэтому профессионалы советуют искать антикварную мебель в Европе. Чаще всего, по словам НАТАЛИИ ЕЛИСЕЕВОЙ, ценителей старины выручает Франция. Где же ещё находить изысканные мелочи, как не на родине игристых вин, высокой моды и светских развлечений? Другие страны, в которых можно купить антиквариат, — это Бельгия и Голландия, что кажется логичным: чистоту и уют голландских купеческих домов в своё время прославили фламандские живописцы. А теперь при наличии энной суммы денег вполне можно обставить свой дом в стиле Вермеера, обратившись за помощью к коллекционерам или экспертам аукционных домов.
Кстати, говоря об аукционах, НАТАЛИЯ ЕЛИСЕЕВА в числе наиболее значимых организаций называет европейские аукционные дома: французский Drouot и австрийский Dorotheum.
По мнению эксперта, именно эти аукционы заслуживают внимания российских покупателей благодаря объективной ценовой политике и тому, что они «продают всё, что угодно, нон-стоп». Кроме того, на этих площадках представлены предметы «не музейного уровня», то есть их вполне реально купить и гармонично вписать в интерьер. Если говорить о мебели, то стартовая цена какого-нибудь антикварного бюро здесь будет ниже 50 тысяч фунтов, а это не может не порадовать российских коллекционеров.
Впрочем, как подчёркивает Г-ЖА ЕЛИСЕЕВА, на торгах легко увлечься и забыть, что итоговая стоимость коллекционного предмета складывается из многих составляющих. Помимо стартовой цены, это комиссия аукционного дома, которая может колебаться от 10 до 20%. Специалист объясняет, что на цену предмета влияет репутация аукционного дома, степень его известности. Например, покупая лот за 300 долларов, нужно быть готовым к уплате процента, с учётом которого конечная стоимость предмета может возрасти до 360 долларов. Поэтому, прежде чем участвовать в торгах, нужно внимательно изучить все условия.
Предупреждён — значит, вооружён
Незнание закона не освобождает от ответственности! С этой прописной истиной необходимо считаться и продавцу, и покупателю. Канули в Лету те времена, когда правовые аспекты антикварного бизнеса были ничтожны. Сейчас нарушение закона может обернуться не только административным наказанием, но и реальным уголовным сроком, поскольку концептуальные нормы закона «О ввозе и вывозе культурных ценностей» изменились.
Не менее важными при работе с антиквариатом стали темы провенанса, источников атрибуций и авторства. Сейчас действует особый свод правил, регулирующих вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путём. Поэтому абсолютно все участники антикварного рынка, а это аукционные дома, дилеры и банки, обязаны вести и совершать прозрачные сделки с культурными объектами.
Покупателям же при перемещении культурных ценностей необходимо представить таможенным инспекторам заключение экспертов, а также документы, подтверждающие права собственности на раритеты (товарный чек, акт купли-продажи, дарения, наследства).
Поэтому, если вы купили загадочный артефакт в путешествии и планируете перевозить его через границу самостоятельно, не стоит забывать и о таможенных пошлинах, которыми облагается ввоз и вывоз антиквариата. Чтобы избежать проблем при пограничном досмотре, НАТАЛИЯ ЕЛИСЕЕВА рекомендует обязательно сохранять все квитанции, даже если это чеки на мелочи с блошиного рынка. Кто знает, вдруг серебряная турецкая лампа из рядовой сувенирной лавки обладает культурологической ценностью? Неожиданная ценность простого на вид предмета может обнаружиться уже на таможне в аэропорту, а это грозит серьёзными неприятностями, если у вас не окажется сопроводительных документов.
Реставрация как статья расхода
При покупке антиквариата всегда есть риск стать обладателем реплики или подделки, поскольку полную гарантию, что предмет не только соответствует ожиданиям клиента, но и действительно имеет заявленную ценность, могут дать только проверенные специалисты. Экспертный анализ изделий старины могут сделать и реставраторы. Однако не все из них обладают обширными познаниями в области искусства, их вотчина — столярное дело и премудрости работы с фурнитурой и ЛКМ.
Старинная мебель, как правило, имеет следы бытования, и для того чтобы привести её в порядок и восстановить функциональность, потребуется участие реставратора. Конечно, раз речь не идёт о простом ремонте, то экономить на услугах не стоит. Но прежде чем принимать решение о том, как поступить с изделием, эксперт должен детально объяснить владельцу, какие шаги повысят рыночную стоимость антиквариата или, наоборот, понизят её.
Некоторые мебельные предметы интерьера могут быть весьма ценными. Большинство реставрационных работ в сфере антиквариата применяется к атрибутам, которые имеют скорее эмоциональную, чем денежную ценность. Кто-то готов восстановить семейную реликвию, а кто-то заинтересован в том, чтобы сохранить экспонат, повысить его стоимость и историческую ценность.
Поэтому мастерам всегда стоит задать вопрос: повлияет ли реставрация антиквариата на ценность предмета? И это зависит от обстоятельств. Когда есть подозрение, что перед владельцем ценный предмет или предмет музейного качества, следует обратиться к лицензированному оценщику для проверки его подлинности.
Многие предметы антиквариата непригодны для использования без реставрации или даже повторной отделки. Если выполняются реставрационные работы, то их цель — сохранить изначальную ценность антиквариата.
Тем не менее, если кто-то пролил жидкость для снятия лака на старинный обеденный стол, придётся его отремонтировать. В этом случае ценность изделия снижается не из-за самой реставрации, а из-за разлитой жидкости. Это повреждение, которое требует восстановления. Что же касается антикварной мебели, повреждённой огнём или водой, то «возрождение» может стоить гораздо дороже, поскольку просто реставрация вряд ли спасёт ситуацию.
По мнению Наталии Елисеевой, в России, чтобы называться антикварной, мебель должна обладать
• солидным возрастом не менее 50 лет;
• художественной и исторической ценностью;
• редкостью и уникальностью;
• провенансом — особой историей происхождения и владения.
Французский аукционный дом Drouot работает с 1852 г. Искусствоведы компании несколько раз в году проводят для VIP-клиентов индивидуальные экскурсии по историческому зданию отеля Drouot в Париже, раскрывая секреты рынка произведений искусства и объясняя нюансы торгов. Если случайно окажетесь в столице Франции в будний день, постарайтесь попасть на групповую ознакомительную экскурсию, которая длится 1 ч. 30 мин.
Для написания статьи использовались отчёты «The Art Market 2020» от Art Basel & UBS Report авторства доктора экономических наук Клэр Макэндрю и отчёт Hiscox по онлайн-торговле предметами искусства за 2021 год.
Текст: Елена Пузевич, Анастасия Сильвестрова