Тренинг по циклическому дизайну
Фото: cdce.ru

Социальное предпринимательство в мебельной отрасли — раздвинуть границы

Сфера IT сегодня активно организует тематические фестивали и конкурсы, например, по киберспорту. Банковский сектор всерь¸з занялся охраной окружающей среды: здесь клиентам предлагают внести свой вклад, заказав кредитную карту с изображением исчезающих животных, или запускают экочелленджи против полиэтиленовых пакетов. Не отстаёт лесопромышленный комплекс, который проводит коллективные высадки деревьев и природоохранные образовательные программы. К этому мы уже успели привыкнуть. А вот некоторые отрасли бывает трудно заподозрить в глубокой социализации. В том числе мебельную — кажется, е¸ гуманистическая направленность проявляется лишь в том, что она даёт человеку возможность сделать максимально комфортным быт. Ломкой шаблона может считаться меценатство или благотворительность, когда мебельщики поставляют большие партии продукции нуждающимся учреждениям. Кажется, куда уж больше? А оказывается, что больше можно.

Основатель и генеральный директор ООО «Медина Арт», руководитель российской части международного проекта «Экодизайн и циклическая экономика 4.0», автор-основатель и руководитель конкурса «Комната моей мечты» Марина Лебедева
Основатель и генеральный директор ООО «Медина Арт», руководитель российской части международного проекта «Экодизайн и циклическая экономика 4.0», автор-основатель и руководитель конкурса «Комната моей мечты» Марина Лебедева

Мебельная ниша вполне способна не менее активно продвигать экологические принципы и участвовать в образовании молодёжи. Таких представителей отрасли сегодня ещё принято называть социальными предпринимателями: их бизнес направлен не только на коммерцию, но и на решение важных общественных или отраслевых задач.

Возьмём хотя бы обучение принципам циклической экономики. Многие из тех компаний, что переняли этот опыт, уже ощутили финансовую выгоду от этого перехода. С образовательными проектами всё куда сложнее. Например, в мероприятиях, где дети на конкурсной основе создают дизайн интерьеров или предметы быта, мебельщики просто не видят для себя пользы. Хотя, по сути, в их распоряжении оказываются готовые идеи: бери и делай! Но прибегают к такой возможности единицы.

Обо всех нюансах социально-общественной деятельности в мебельной отрасли нам рассказала основатель и генеральный директор ООО «Медина Арт», руководитель российской части международного проекта «Экодизайн и циклическая экономика 4.0», автор-основатель и руководитель конкурса «Комната моей мечты» Марина Лебедева.

— Марина Евгеньевна, расскажите, как вообще начался ваш путь в отрасль? Почему вы решили продвигать социальные аспекты?

— На самом деле, моя деятельность началась вовсе не с мебельного направления. Моё первое высшее образование — техническое (БГТУ «Военмех»), после окончила Высшую экономическую школу Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

А в 1994 году мне повезло попасть в США в университет Хай-Пойнта и изучить американскую программу развития предпринимательства. Такого определения, как, впрочем, и понятия управленческого консультирования, в России ещё не было — они только начинали формироваться в перестройку. Первоначально именно в Штатах мне удалось поучаствовать среди прочего в развитии мебельной промышленности.

И так как в нашей стране с этим направлением тогда были большие сложности, по возвращении я применила весь полученный опыт. Это привело к формированию в 1996 году первой группы российских предприятий, основавших Гильдию мебельщиков.

Далее гильдия переросла в Союз мебельщиков Северо-Запада, где я в течение 15 лет была и учредителем, и членом управляющего совета и даже работала в должности генерального директора. В этот же период окончательно сформировался мой уклон не только в мебельную промышленность, но и в дизайн.

Лет 10-20 назад людям не было очевидно, что дизайном нужно заниматься в принципе. Хотя, по сути, именно это было и является одним из направлений развития отечественной мебельной отрасли. Мы не можем конкурировать, например, с рынками Азии по стоимости рабочей силы и объёмам производства, зато у нас очень силён креативный потенциал нации. Именно его нужно воплощать в конкретном продукте. Собственно говоря, с 1997 года я занялась ещё и тем, что стала «женить» дизайн и мебельную промышленность.

— А когда и каким образом вы пришли к экологии? Вообще, в мебельной отрасли России эта тема только получает популярность, а вы решились продвигать её значительно раньше.

— В этот аспект я углубилась с 2007 года, с момента создания «Медина Арт». Тогда мы впервые начали привлекать внимание к тому, что дизайн также должен быть экологичным (экодизайном), потому что это является большим преимуществом и частью уникальности продукта. На самом деле, в Европе в тот период тоже не так активно затрагивали эту проблему. Просто там было больше отдельных личностей, которые понимали предмет и активно продвигали экологическое направление. В России таких энтузиастовбыло куда меньше, и наша команда была одной из первых, кто занялся этими вопросами в мебельной промышленности.

В 2012 году меня совершенно неожиданно пригласили стать руководителем экологических проектов морского торгового порта Усть-Луга. Так как я отвечала там за все экологические аспекты и за концепцию устойчивого развития, потребовалось погрузиться в западную терминологию. Тогда-то ко мне и пришло понимание того, что такое циклическая экономика и что она даёт. Я была под впечатлением: казалось, что это сродни фантастике и в наших реалиях такое не реализовать.

Однако в государствах Балтийского моря принципы экодизайна внедрить получилось, в том числе благодаря запуску проекта EcoDesign Circle, в котором, кроме стран ЕС и Норвегии, с 2019 года стала участвовать и Россия. Проект осуществляется на средства гранта Программы «Интеррег. Регион Балтийского моря».

— Это, по сути, предыстория создания российской части международного проекта «Экодизайн и циклическая экономика 4.0»? Вы решили перенести весь опыт на мебельную отрасль?
Тренинг по циклическому дизайну
Фото: cdce.ru

— Да, именно. «Медина Арт» выступила партнёром проекта EcoDesign Circle, в том числе перенесла его на мебельную отрасль. Мы стали заниматься образованием и объединением представителей отрасли, заинтересованных во внедрении производственных технологий, которые позволяют уменьшить негативное воздействие на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла изделия или услуги.

Акцент сделали на экодизайн-аудите. Его суть заключается в выявлении сильных сторон предприятия, точек роста, благодаря которым компания сможет работать по принципам циклической экономики и бережливого производства. Под нашим кураторством у мебельщиков появлялась дорожная карта внедрения экологических инноваций, происходила разработка экопрототипов продукта или услуги, и в результате компания приходила к реализации разработанного проекта.

Безусловно, мы понимали, что осознание и принятие этой концепции — процесс небыстрый. Например, один из первых наших проектов в области циклической экономики базировался на производстве «Первой мебельной фабрики». Даже руководство крупной технологичной мебельной компании вначале относилось к этому скептически. Однако вскоре их мнение кардинально изменилось. И уже по завершении проекта топ-менеджеры перестроили своё мышление таким образом, чтобы уже на этапе проектирования нового продукта задумываться о том, как он будет перерабатываться после завершения своего срока службы.

В 2020 году наш проект «Экодизайн и циклическая экономика 4.0» вошёл в топ-10 «Лучших бизнес-практик года», по мнению Московской торгово-промышленной палаты.

Также в 2020 году наш партнёрский проект с Ассоциацией мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) по вторичной переработке мебели с говорящим названием «Новая жизнь старого шкафа» выиграл конкурс президентских грантов. Весной 2021 года АМДПР подвела итоги его реализации.

— Выше вы несколько раз подчёркивали значение дизайна и тот факт, что он также должен быть экологичным. Приведите примеры, как это может выглядеть в реальности?

— Повторюсь, экодизайн — это преимущество, которое может стать двигателем отрасли. Есть примеры, которые уже работают на практике. Одна из небольших мебельных компаний, прошедшая наш курс, сейчас производит из отходов своего предприятия сувениры.

И это только один из вариантов решения. Вам знакомо понятие промышленного симбиоза? Это когда отходы одного предприятия становятся сырьём для другого. Сейчас в России начинают продвигать и этот аспект. В начале 2021 года «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» заключило соглашение с международным консорциумом «Санкт-Петербургский кластер чистых технологий для городской среды» как раз в направлении развития промышленного симбиоза на территории Российской Федерации.

И я лично стала свидетелем первых, пусть и частных шагов, в этом направлении. Дизайнер Юлия Чайцына, которая обучалась на одном из наших первых мероприятий в 2019 году, впоследствии придумала делать плетёные рюкзаки и сумки из обрезков баннеров, что остаются у рекламных фирм и типографий. После она рассказывала у нас о своём опыте, и тот очень вдохновил мебельщиков. Вскоре одна из компаний договорилась с ней о запуске производства плетёной мебели для загородных домов на основе того же материала.

Заметьте, предложение поступило вскоре после того, как кто-то разработал решение. То есть дизайнеры могут быть той движущей силой, благодаря которой можно реализовать принципы циклической экономики и промышленного симбиоза.

К слову, часто удивительные идеи в этом отношении предлагают и дети: им в этом помогает их безграничная фантазия и не ограниченное рамками мышление. Их остаётся только воплотить в материальную форму.

— Так мы подошли к социальной и образовательной сфере и ещё одному вашему проекту, конкурсу «Комната моей мечты», которому в следующем году исполняется уже 25 лет. Как он появился?

— Переходный период после перестройки был непростым как для мебельщиков, так и для потребителей. Вероятно, из-за этого, даже когда у людей появились деньги и возможности, они продолжали покупать мебель неосознанно, не относясь к ней серьёзно. Приобретали даже контрафактную, из некачественных материалов, не особо утруждая себя поиском. Куда важнее стало заиметь в квартиру несколько телевизоров и видеомагнитофонов.

И я думала над тем, что могло бы помочь объяснить людям то, насколько важно грамотно организовать жизненное пространство: что шкаф может быть не просто предметом для хранения вещей, а кровать не просто спальным местом. Что эти изделия образуют наши комфорт, уют, удобство и практичность, которые влияют на все аспекты нашей жизни.
И однажды мой сын, которому было 12 лет, показал мне своё домашнее задание, которое он принёс с урока немецкого языка. Им нужно было написать сочинение про комнату, о которой он мечтает. Он дополнил работу тем, что сделал красочный макет этой комнаты.

В этот момент поняла, что это то, что поможет повернуть взгляд людей в нужную сторону. Когда ты объясняешь такие вещи с точки зрения детей, смысл доходит до людей значительно проще. Поэтому одним из авторов идеи конкурса является и мой сын.

— То есть задачей конкурса было изменить отношение людей к своему быту и к предметам мебели?

— Изначально да, вначале туда была заложена, скорее, маркетинговая стратегия, а фундаментальное понимание важности того, что мы делаем, пришло лишь через несколько лет.

У детей, в том числе с ограниченными физическими возможностями или из неблагополучных или неполных семей, появляется возможность реализовать свой творческий потенциал.

Самых талантливых мы поощряем, что часто выливается в будущем в серьёзный интерес к творческим профессиям. И так как для участия в конкурсе допускаются также детские коллективы из учреждений образования и творческих организаций, в том числе из детских домов, интернатов и приютов, то очень многое часто зависит от взрослого руководителя.

Насколько ему самому интересна помощь детям и их развитие. Поэтому мы награждаем и педагогов.

Безусловно, иногда так и хочется наградить родителей, потому что они тоже принимают самое горячее участие в реализации конкурсных проектов. Но их, как мы уже успели не единожды убедиться, радует сам факт совместного творчества вместе со своими детьми.

Мероприятие меняет установки взрослых и детей с помощью этого конкурса. В его рамках мы говорим о фундаментальных ценностях, о семье, о близких, о пространстве, об эволюции. Мы фактически воспитали целое поколение людей, которые имели возможность проявить себя творчески и которые сегодня чётко знают, как они хотят жить.

— Кстати, вы ведёте некую статистику того, какое количество ваших участников после посвятили себя творческим профессиям?

— Никогда не задавались такой целью. В любом случае, после того как за более чем 20 лет через наш конкурс прошли десятки тысяч участников, осуществить такое уже невозможно. Однако мы получаем обратную связь как от педагогов, так и от самих участников, благодаря чему знаем, что многие наши дети стали дизайнерами, искусствоведами, художниками, кто-то даже в мебельную отрасль приходит.

Пара самых ярких примеров. Одна из педагогов творческой школы «Шар», которая в этом году подала работы своих учеников на конкурс, как оказалось, сама в детстве принимала участие в «Комнате моей мечты».

Или в 2004 году у нас выступал юноша с проектом детского кресла. Сегодня бывший студент Константин Путин — дизайнер и руководитель конструкторского бюро на мебельной фабрике TIM. Кроме того, он уже 10 лет участвует в жюри конкурса как волонтёр.

— В жюри профессиональные дизайнеры, выходит, и требования к участникам очень серьёзные?

— Безусловно. Для участников у нас чёткое ТЗ, а в жюри — дизайнеры из разных отраслей (как моды, так и интерьера), мебельщики, предприниматели, журналисты и педагоги вузов. Для детей и их наставников очень важно то, что их работы оценивают профессионалы. Это означает, что к ним в какой-то степени относятся как к коллегам.

Каждый год у нас разные темы: «Вечные ценности», «Чудо света», «Мир без границ», «Чистая линия и экодизайн». Тема этого года — «Полёты во сне и наяву».

Для участников предусмотрены две возрастные категории: до 10 лет включительно и 11-17 лет включительно.

Номинации конкурса: рисунок, включая компьютерную графику, предметы интерьера, предметы мебели, макеты комнат, интерьерные композиции, дизайн одежды и одна специальная, которая меняется ежегодно. Конкурс проходит в два тура. Первый — через соцсети, к участию во втором допускаются только финалисты первого тура. Награждение победителей осуществляется в рамках Недели дизайна в Санкт-Петербурге. Раньше она проходила офлайн, но после всем известных событий пришлось перейти в виртуальный формат.

Помимо дипломов, лауреаты получают призы от спонсоров. И каждый раз они разные: это были и сертификаты, и поездки, в том числе за границу, и походы в закулисье театров и цирков. Самые удивительные призы — это, конечно, интерьерные. Однажды у нас победил коллектив детского сада с макетом «Апельсиновая комната», и наш партнёр того времени (компания «Вендина») оформил актовый зал садика в стиле апельсина. Дети были очень рады.

— Вообще, как часто удаётся реализовать работы детей на практике?

— Хотелось бы чаще. Первый раз в реализации нам помогли в Ассоциации мебельщиков Челябинска. Я тогда показала руководителю веер фотографий детских работ, он их забрал и обещал подумать. Осенью, после стольких месяцев затишья, он вернулся с креслом-качалкой «Арбузная долька» по эскизу одной из наших участниц. Я, когда её увидела и опробовала (изделие подходило как детям, так и взрослым), не смогла сдержать слёз. Всего их выпустили 6 штук, и все они в итоге пошли в призовой фонд.

Серия детской мебели L25 - ЗУЗУ
Фото: si-line.ru
— Почему это не стало серией? Что пугает мебельщиков в таких проектах?

— Сложно сказать, причин может быть множество. Не готов рынок, сложно в реализации, потому что нельзя эту идею просто так повторить, должен быть дизайнер, который приведёт изделие к продажному рыночному образцу. Мы опять возвращаемся к теме того, насколько сегодня важен дизайн.

Вероятнее всего, мебельщики не верят, что это будет коммерчески выгодно. Или велика вероятность, что хорошую идею попросту «позаимствуют» коллеги и тогда возникнет переизбыток предложения. Запатентовать такие вещи очень тяжело.

Хотя совсем недавно мы нашли партнёра, который готов был рискнуть. В сентябре прошлого года мы успели втиснуться в короткий промежуток, когда допускалось проведение публичных мероприятий, и организовали выставку лучших работ в рамках Недели дизайна в Санкт-Петербурге. По итогам события я сделала пост в «Инстаграм». Очень быстро получила комментарий от Марии Кайялайнен, генерального директора ООО «Си-Лайн», о том, что ей было бы интересно встретиться.

Через какое-то время компания внесла свой вклад в призовой фонд, сделав по эскизу кресло «Арбузная мышь», которое подарили тому дому творчества, что выставил на конкурс экспозицию с этим креслом. После они специально провели для детей несколько мастер-классов по изготовлению мебели. И апофеозом стало то, что предприятие разработало целую линейку кресел в виде животных на основе той же идеи.

Компания довольна этими результатами и готова продолжить участие в нашем конкурсе на той же основе. То есть потребовалось больше 20 лет, чтобы у нас появился такой партнёр.

— Возможно, после этого случая желающих разработать коллекцию по детским эскизам станет больше?

— Знаете, мы, конечно, нуждаемся в такой поддержке, всегда ей рады и со своей стороны готовы оказать любую помощь для такой креативной команды. Однако к партнёрам у нас тоже есть требования. Я не готова делиться с людьми, которые хотят воспользоваться этой базой для своей выгоды и исчезнуть.

Нам интересно сотрудничество только с теми производителями, которые в ответ на предоставленные идеи готовы вносить свой посильный вклад в развитие конкурса.

А идей у нас просто не счесть, и они почти никогда не повторяются. Например, в этом году мы сделали номинацию «Ложе для счастливых сновидений». Работы могли бы быть интересны тем, кто занимается мягкой мебелью и мебелью для сна. Стульев на разную тему столько, что их можно тиражировать в огромном количестве. В общем, всей жизни может не хватить для реализации такого безграничного потенциала.


Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!