Новая кузница кадров
Из-за последних новостей возникает стойкое ощущение, что проблему кадров в мебельной отрасли наконец стали всерьёз решать. Кто-то может списать это на феномен Баадера-Майнхофа, когда встреченная раз информация начинает казаться постоянно повторяющейся. Однако то, о чём раньше только говорили, теперь воплощают на практике. На рынок подготовки специалистов вышел новый игрок — компания «Лига», которая открыла уже три центра профессиональной подготовки с серьёзным названием PRAKTIKA.
На «Цифровом мебельном форуме 2022» в московском «Экспоцентре» руководители ООО «Лига» провели полноценную презентацию и демонстрацию работы центра профессиональной подготовки. Стенд центра располагался и на недавно прошедшей выставке «Лесдревмаш-2022»
О специфике работы центра и о планах его команды на будущее мы пообщались с руководителем центра профессиональной подготовки PRAKTIKA (ООО «Лига») Сергеем Конончиком.
— Компания «ЛИГА» уже зарекомендовала себя на рынке как надёжный поставщик высокотехнологичного оборудования и инструмента для мебельного производства. Что же послужило поводом для создания центра профессиональной подготовки?
— При общении с нашими клиентами и партнёрами мы часто слышим, что мебельные компании на этапе стремительного роста и развития регулярно сталкиваются с одной и той же проблемой — нехваткой квалифицированных специалистов. Если посмотреть на эту проблему более внимательно, то можно выделить следующие задачи:
- повышение квалификации уже работающих на производстве специалистов, которые не проходили специальной подготовки и чаще всего являются самоучками;
- обучение новых сотрудников, которые только устроились на мебельное производство и, соответственно, не имеют достаточных знаний и опыта работы.
Чтобы помочь нашим клиентам решить эти задачи, мы открыли Центр профессиональной подготовки. Основная идея — через повышение квалификации производственного персонала (конструкторов, операторов станков с ЧПУ, инженеров по настройке и техническому обслуживанию станков и других специалистов) повышать производственную эффективность мебельных компаний.
— Не проще ли найти на рынке уже готовых специалистов, предложив им хорошие условия работы?
— Сейчас, в условиях дефицита, на рынке наблюдается серьёзная конкуренция и борьба за квалифицированных специалистов. Только самые крупные мебельные компании готовы предложить сотрудникам лучшие финансовые условия, питание, компенсацию проживания, корпоративный транспорт до места работы и другие специальные условия. Как же в этом случае действовать остальным?
Сейчас у многих мебельных компаний есть два варианта решения возникших кадровых задач. Либо всё-таки искать на рынке готовых специалистов, при этом конкурируя с крупными мебельными компаниями. Либо брать к себе молодых, но мотивированных специалистов и вкладываться в их подготовку. Опыт подсказывает, что зачастую второй вариант может быть более реализуемым и экономически целесообразным.
— Мы заметили, что некоторые фабрики уже давно пробуют самостоятельно обучать своих специалистов. Зачем им в таком случае обращаться к вам?
— Да, так было до недавнего времени, пока у нас не начали работать центры профессиональной подготовки. Надо отметить, что подготовка специалистов — это всё-таки отдельный вид профессиональной деятельности, который имеет свою специфику, правила, требования и стандарты. Мы рекомендуем мебельным компаниям сосредоточить свои усилия на профильных задачах: развитии производства, работе с клиентами, повышении качества производимой продукции, — а обучение специалистов поручить нашему центру профессиональной подготовки.
Для выполнения этих задач мы обладаем необходимой материально-технической базой, квалифицированным преподавательским составом, производственным опытом, а также уникальной экспертизой в современном оборудовании, инструменте и используемых на мебельных производствах материалах.
— По каким профессиональным направлениям вы сейчас проводите подготовку?
— Мы проводим подготовку специалистов по следующим направлениям:
- «Технология проектирования корпусной мебели в программе «Базис-Мебельщик»;
- «Операторы станков с ЧПУ»;
- «Инженеры по настройке и техническому обслуживанию станков с ЧПУ»;
- «Менеджеры по приёмке заказов на производство корпусной мебели»;
- «Управление мебельным производством».
На сегодняшний день это самые востребованные направления подготовки специалистов мебельного производства. Мы стремимся сделать наши программы максимально полезными, сочетая теоретическую и практическую подготовку, аудиторные занятия и самостоятельную работу, помощь и консультирование со стороны наших экспертов-преподавателей.
— Почему вы решили выделить в отдельные направления операторов станков с ЧПУ и инженеров по настройке и техническому обслуживанию станков?
— Как правило, это сотрудники с разным набором производственных задач и функциональных обязанностей. Такой вариант рабочей специализации встречается в основном у крупных мебельных компаний. При больших масштабах производства такой подход может обеспечить большую производственную эффективность.
Однако если обратиться к опыту небольших и средних по масштабу мебельных компаний, то чаще всего эти функции объединены в одном специалисте, который является универсалом, а именно оператором-наладчиком станка с ЧПУ.
Именно поэтому мы предоставляем специалистам возможность повышать квалификацию как по отдельным направлениям, так и в составе групп, где мы готовим таких универсалов, которые сейчас особенно востребованы на рынке.
— На чём базируется практическая часть? Есть ли привязка к оборудованию?
— Разработанные нами программы подготовки содержат как теоретический материал, так и серьёзную практическую подготовку. Надо отметить, что в теоретической части программ мы также уделяем особое внимание таким дисциплинам, как электротехника, механика, гидравлика, что повышает интерес и вовлечённость специалиста, а также гарантирует лучшее понимание принципов работы оборудования. При этом в практической части программы мы работаем на том оборудовании, которое поставляем нашим клиентам. И эта возможность — часть нашего глобального сервиса, который мы гарантируем каждому нашему клиенту.
— А как вы поступаете тогда, когда мебельная компании физически не может направить к вам на обучение своих специалистов?
— Помимо подготовки специалистов в открытом формате, которая проходит в наших учебных классах, мы также активно проводим выездное корпоративное обучение на территории клиента. Этот формат особенно актуален для средних и крупных мебельных компаний, из числа сотрудников которых можно собрать полноценную учебную группу и провести для них занятия в зависимости от актуальных задач. Так, в выездном корпоративном формате мы проводим подготовку и повышение квалификации конструкторов по технологии проектирования корпусной мебели в программе «Базис-Мебельщик», а также операторов-наладчиков станков с ЧПУ. При этом на этапе подготовки программы мы связываемся с клиентом, уточняем необходимые темы, глубину проработки учебного материала, согласуем набор практических упражнений, решаем все организационные вопросы. В этом случае клиент получает уже адаптированную программу, с учётом своих ожиданий и потребностей, возможностей и ограничений, текущих и планируемых задач.
— Не можем не спросить о вашем взаимодействии с вузами. Могут ли ваши программы подойти студентам?
— Сейчас мы активно выстраиваем работу с профильными учебными заведениям. Молодые специалисты могут пройти подготовку и стажировку на нашем действующем мебельном производстве, на современном оборудовании и программном обеспечении, повысить свою квалификацию с учётом требований современных мебельных компаний.
Такая подготовка и стажировка — серьёзная заявка на возможность быстрого трудоустройства, особенно в те крупные мебельные компании, которые при найме требуют наличия опыта работы.
— Какие ваши планы на ближайшее будущее?
— Рынку нужны специалисты, которые после прохождения обучения уже будут иметь необходимый опыт работы. В программах подготовки мы постепенно увеличиваем количество часов для практических занятий, которые проходят на нашей производственной площадке. Такой подход позволит за короткий промежуток времени сформировать у участников необходимый набор практических умений и навыков.
Относительно других планов: мы готовим много чего интересного как для опытных специалистов, так и для новичков в профессии. Вся информация будет постепенно появляться на нашем сайте www.praktika.best и в Telegram-канале LIGA Machinery. Следите за новостями!
— Что бы вы хотели пожелать специалистам и мебельным компаниям?
— Квалифицированный персонал — это серьёзное конкурентное преимущество любого предприятия. Вкладываясь в подготовку и развитие персонала, мебельные компании не только повышают свои шансы в конкурентной борьбе, но и делают свой бизнес более устойчивым, эффективным и управляемым.
В свою очередь, специалисты также должны проявлять активность и настойчивость в вопросах собственного обучения и повышения квалификации. Это позволит им оставаться востребованными в профессии и в своей мебельной компании, рассчитывать на справедливое вознаграждение и, что немаловажно, получать удовольствие от качества выполняемой работы.
Отчёт с пятого «Цифрового мебельного форума», организованного ООО «Лига», гдеактивно презентовали Центр повышения квалификации, вы можете прочесть в журнале «Индустрия мебели» N° 3 (40) май-август 2022 или на нашем портале.