Фото: ter-u.ru

Корпусная мебель: о производстве из первых уст

Сегмент корпусной мебели за последние годы существенно вырос. При этом, по мнению маркетологов, он продолжает оставаться одним из сложных секторов мебельпрома с точки зрения производства, поскольку в структуре себестоимости готовой мебели на сырьё и материалы приходится более 50% всех затрат. Как в таких условиях умудряются развиваться «корпусники», и есть ли у них сложности — рассказывают сами представители мебельной индустрии.

По мнению председателя НКО «Гильдия мебельщиков Красноярского края и республики Хакасия» Александра Попова , уже давно прошло то время, когда покупатели выстраивались в очереди за готовой стандартной мебелью и ждали её месяцами. Наличие большого спроса, рост предпринимательской активности, увеличение доступности и разнообразия материалов для производства, привели к значительному расширению предложений на мебельном рынке. Поэтому всё больше покупателей стремятся к тому, чтобы сделать свою мебель индивидуальной, подобрать определённый стиль, цвета и фактуры материалов, наполнить мебель функционалом, отвечающим конкретным потребностям. Сейчас на рынке очень развито предложение мебели по индивидуальным заказам. Даже крупные фабрики, производящие мебель серийными партиями, пытаются придать своей продукции разные отличительные особенности.

Также доступнее стало оборудование для производства, а ведь именно от него зависят возможности по обработке материалов. Конечно, после роста курса валют все станки, инструменты и расходные материалы подорожали, но есть компании, оказывающие услуги по обработке материалов, где можно заказать как полный цикл переработки и изготовления мебельных комплектующих, так и частичные операции, если производственная база не позволяет выполнить те или иные виды работ. Неотъемлемой частью создания мебели являются специалисты. К ним стоит отнести всех людей, которые вовлечены в процесс создания готового продукта – от приёмщика заказов, дизайнера, конструктора до непосредственного исполнителя, находящегося у станка и даже сборщика. Если подобран грамотный ответственный персонал, имеется хорошее оборудование, которое подвергается обязательному техническому контролю, используются хорошие материалы и фурнитура, то у изготовителя не будет возникать сложностей в технологическом плане.

О технологии замолвим слово

В самом деле, мебельная индустрия получила массу действенных инструментов для наращивания производственных мощностей и объёмов продукции. Однако что доступно и близко одному, может стать испытанием для другого. Каждый из игроков отрасли по-разному видит тонкости технологии производства корпусной мебели, а значит, и стратегию выбирает под стать своему производству и «аппетиты» потребителей.

«Поскольку главное отличие корпусной мебели – тот факт, что все детали корпуса жёстко закреплены между собой в единую конструкцию, технология производства заточена именно на это. Даже если корпусная мебель поставляется отдельно в деталях и собирается на месте, в любом случае есть чертёж, есть заранее подготовленные и обработанные должным образом детали корпуса и детали крепления.
Так как корпусная мебель в отличие от встраиваемой не подгоняется под конкретный размер помещения, не пилится на месте, то главное в технологии — это точность изготовления деталей, качество и правильность крепежа и аккуратность обработки всех внешних поверхностей, включая кромки. Соответственно, все технологии производства должны быть «заточены» на две основные вещи – правильный раскрой, то есть использование максимально технологичного инструментов и станков, и аккуратная обработка деталей с соблюдением всех необходимых сроков, температурных режимов и т. д. Технология производства корпусной мебели сильно отличается, в первую очередь, не по виду мебели, а по тому, насколько оно массовое. Изготовление единичного предмета на заказ, мелкая серия из нескольких десятков предметов или поставленное на поток производство одинаковых шкафов, например, имеют совершенно разную технологию и подход», — рассказывает руководитель студии мебели и дизайна Deni-Art Татьяна Скворцова.

Фото: mebel63.ru

Несколько в ином русле о технологии производства корпусных мебельных атрибутов рассуждает красноярский производитель.

«Вообще основой для любой мебели служит ламинированная ДСП, МДФ, либо мебельный щит из натурального дерева, а также фанера. В зависимости от того, из какого материала будет сделан каркас мебели, возникают свои технологические особенности в обработке и производстве готового продукта. Самым распространённым материалом для изготовления корпуса является ЛДСП, поэтому базовые принципы изготовления и технологические особенности не будут отличаться в зависимости от вида изготавливаемой мебели. Поскольку ламинированная ДСП разных производителей имеет разные характеристики по плотности, возникает необходимость применения различных видов мебельной фурнитуры. Также в зависимости от потребностей заказчика существует возможность использования более экологичной плиты (с классом эмиссии формальдегида Е 0,5 — выделяет меньше вредных веществ в окружающее пространство) или влагостойкой (она меньше подвержена изменениям во влажных помещениях, например, таких как ванная комната, но это всё равно не значит, что её можно заливать водой). Ну, а далее, скорее, возникает вопрос эстетики. Каким материалом будут закромлены детали мебели (кромочные материалы на основе ПВХ или ABS более долговечны, чем, например, кромки на основе бумаги). На вид деталей влияет толщина кромочного материала, если производитель использует кромку ПВХ – 0,4; 1 или 2 мм.
Сейчас всё большую популярность набирает кромка толщиной 1 мм, детали с ней смотрятся более интересно, чем при применении кромки 2 мм. Также на внешний вид и восприятие готового продукта влияет тип используемого материала для задних стенок (ЛДСП, ДВП, облагороженная ДВП, ХДФ) и способ его крепления. Если используется тонкий материал ДВП или ХДФ, то стенка, вставленная в паз на корпусе, выглядит значительно эстетичнее, чем накладная стенка, прибитая сзади на гвозди или закреплённая винтами. Но лучшим вариантом, конечно, будет применение ЛДСП толщиной 8 или 10 мм в цвет корпуса, что придаст готовому изделию вид некоего монолита, не будет бросаться в глаза отличие цвета, особенно если такое изделие имеет стеклянный фасад или вовсе открытые полки. Единственный минус – увеличивается вес готового продукта. Ну и финальная особенность — применение фурнитуры.
Естественно, намного приятнее пользоваться мебелью, если используемая фурнитура не видна на корпусе, при открытии фасадов или выдвижении ящиков. Так, классический «евровинт» часто заменяют на невидимые снаружи стяжки, которые размещаются внутри корпуса, а направляющие – на скрытые, опоры также используют скрытого типа», — поясняет Александр Попов.

А вот абсолютно иной подход к теме производства корпусной мебели от лица столичного изготовителя.

«Технологические особенности изготовления того или иного вида корпусной мебели учитываются уже на этапе планирования производства. Например, для изготовления кухонной мебели нужно меньше пространства, так как детали обычно меньше по размеру, если сравнивать со шкафами. Наше же производство универсально и, в первую очередь, планировалось для выпуска больших объёмов разнообразных изделий. Сейчас на фабрике есть цеха серийной и заказной продукции, а также по обработке алюминия, стекла и зеркал. Их загрузка в первую очередь зависит не от вида мебели, а от того объёма заказов, которые нужно выполнить. На нашей фабрике ежедневно изготавливается 250-300 единиц изделий разных видов. И выполнение такого объёма заказов происходит за счёт грамотного персонала и современного оборудования, замена которого в 2005 году заметно упростила технологические процессы и позволила автоматизировать 90% операций. После того, как технологи переводят проект на язык заданий мастерам в цеха, участие человека в процессе производства практически не требуется.
Вручную по-прежнему выполняются операции, которые не требуют точности и не имеют смысла по затратам к автоматизации. Например, операция сверления отверстий в стекле. А если в заказе используется нестандартная деталь, которая не относится к серийной программе, то мы с легкостью её произведем в заказном цехе», — описывает собственную стратегию рентабельной модели производства генеральный директор Группы компаний «Роникон» Игорь Васюков.

Материал материалу рознь

Фото: interierprofi.ru

Так уж сложилось, что многим «корпусникам» приходится работать с солидным набором различных элементов, фурнитуры и материалов. Какие из всего этого многообразия более удобны в работе и почему — рассказывают наши эксперты.

«Проще всего работать с качественным материалом. То есть с хорошим деревом. Конечно, массив дерева очень сильно отличается по своим качествам, есть «капризные» материалы, особенности которых надо знать, когда приступаешь к работе с ними, но в любом случае смотреть на результат своих рук – огромное удовольствие.
Хорошим материалом для мебельного производства является фанера, у неё есть много неоспоримых преимуществ в отношении прочности. Если говорить именно о прочности корпуса, качественная фанера по долговечности будет превосходить массив. А что касается внешней привлекательности, то фанера легко покрывается шпоном ценных пород, и в таком случае корпусную мебель из массива от мебели из фанеры отличит уже только очень грамотный специалист.
МДФ – тоже неплохой материал, давно очень популярный в Европе из-за полного соответствия всем экологическим стандартам и набирающий известность на российском рынке. МДФ хорош тем, что его можно покрасить в любой цвет по «автомобильной» технологии в несколько слоёв краски, и будет совершенно непонятно, что это древесный материал, а вместе с тем он сохранит лёгкость и прочность», — уточняет Татьяна Скворцова.

«Естественно, проще изготавливать мебель из, скажем так, материалов — полуфабрикатов. К ним можно отнести ламинированную ДСП, столешницы с готовым постформингом, облицованные пластиком, различные фасадные полотна с нанесённым декоративным материалом или вовсе с готовыми фасадами (например, на основе плиты МДФ, декорированной плёнкой ПВХ, или окрашенные). Такие материалы требуют только технологической обработки (распилить, нанести кромочный материал, подготовить технологические отверстия), а фасады МДФ с плёнкой ПВХ, нанесённой методом мембранно-вакуумного прессования, вовсе требуют только присадки под петли и ручки. Все эти материалы можно отнести к группе с уже готовым нанесённым декоративным покрытием. Таким образом, эти материалы требуют намного меньше времени на обработку, меньше оборудования и специалистов, что снижает затраты на производство мебельной продукции», — приводит собственные аргументы Александр Попов.

«Мы работаем с широким выбором моделей, декоров и материалов для всех категорий мебели. Основные материалы производства для наших изделий: ДСП, МДФ, ДВП, зеркало, обычное и акриловое стёкла, алюминиевые и стальные профили, плёнка ПВХ, тонированные плёнки, каменные столешницы, массив дерева. Ответить, с каким материалом работать проще, однозначно нельзя. Как я уже упоминал выше, работа со всеми материалами планировалась на этапе создания фабрики, и все особенности учитывались заранее, под них закупалось специальное оборудование. Автоматизированный процесс максимально упрощает работу с любым материалом и сводит к минимуму процент брака. Например, в цехе по обработке стекла используется скоростной роликовый нож, который режет со скоростью 80 м/мин с такой точностью, что брак составляет менее 10%. Работа с мебелью иногда не заканчивается сборкой и установкой, поэтому простоту работы с ней можно оценивать и по степени удовлетворённости покупателей или уровню рекламаций. В этом плане наши собственные разработки алюминиевых систем купе подтвердили своё преимущество – как говорится «сделал и забыл», с ними не возникает проблем ни на этапе изготовления, ни сборки, ни эксплуатации покупателем.
Как говорил Чарльз Дарвин: «Выживает не самый сильный вид, и не самый умный, а тот, который лучше всех приспосабливается к изменениям». Поэтому за 17 лет своего существования мы ни разу не остановились, внедряли собственные разработки, искали новых поставщиков и материалы. Одной из таких новинок стали плиты TSS, обладающие с одной стороны, ярко выраженной текстурой и глубоким тиснением, с другой – отличными эксплуатационными характеристиками и оптимальным соотношением цены и качества. Также запустили в производство сразу три вида массива: ольха, дуб и ясень, а с этого года предоставляем возможность выкрасить изделия из них в любой оттенок палитры RAL/WC.
К сожалению, иногда мы сталкиваемся и с обратной ситуацией, когда какого-то материала на рынке не хватает.
В настоящее время фабрика запускает новую серию шкафов-купе, которые изготавливаются по европейским матрицам в России и поэтому соответствуют импортным аналогам по дизайну и качеству, но доступнее по стоимости. Главная особенность серии – возможность делать огромные фасады, в том числе и монолитные. Вот и получается, что компания может сделать красивый шкаф с широкими фасадами, но испытывает дефицит в поставщиках тонировочной плёнки максимальных размеров. Тонированное стекло — одно из самых востребованных покупателями наполнений фасадов, поэтому мы активно ищем решения данной проблемы», — обрисовал ситуацию Игорь Васюков.

Фото: vkdp.ru

Из разряда долговечных?

Безусловно, о многих характеристиках мебельной продукции потребители спорят годами. Так и в отношении корпусной мебели покупатель задаётся логичным вопросом: можно ли отнести её в разряд долговечных? И в этом смысле наши эксперты сошлись в едином мнении.

«Корпусная мебель — это самая прочная конструкция, ведь все детали корпуса жёстко соединены между собой и образуют прочный каркас. Любой предмет корпусной мебели можно сравнить с построенным домом — это архитектура в миниатюре, подчиняется таким же архитектурным правилам, создается по таким же канонам гармонии. Например, при создании мебели так же важны пропорции, можно применять «золотое сечение», чтобы добиться идеальной красоты. Точно так же на предметы корпусной мебели действуют все законы архитектурного и инженерного проектирования.
Поэтому корпусная мебель должна быть так же долговечна, как здания, главное — выбрать правильные материалы и создать предмет мебели, вложив душу, как в дом. Материалы в данном случае имеют первостепенное значение, ведь никто не будет строить дом из картона и надеяться, что он простоит сотни лет», — отмечает Татьяна Скворцова.

«Технологии производства облицовочных материалов к настоящему времени достигли того, что мебель не будет выцветать на солнце, некоторые материалы хорошо поддаются реставрации в случае причинения мебельным изделиям повреждений. Если при обработке материалов не допущены никакие технологические ошибки или просчёты, нанесённая кромка не начнёт отслаиваться. Также, если изготовитель мебели знает, что изделие должно выдержать несколько переездов с места на место, можно применить при производстве специальную фурнитуру, которая позволит сохранить материал корпуса без повреждений при разборке-сборке мебели (специальные стяжки с муфтами, петли быстрого монтажа, легко снимающиеся ящики). Но всё равно требуется учесть условия, при которых эксплуатируется изделие. Так, любая мебель, изготовленная из дерева в любом виде (ЛДСП, массив и т. п.) всё равно «боится» воды, высоких температур и небрежного отношения», — утверждает Александр Попов.

«Мебель в принципе относится к товарам длительного пользования. Если исходить из ГОСТа и примерной статистики ежедневного использования бытовой мебели, то срок её службы составляет 10 лет. Можно ли считать мебель «Роникон» долговечной? Гарантия нашей фабрики — от 3 до 7 лет. Даже если по истечении этого срока мебель функционирует нормально, она уже устаревает морально. Не зря ведь и маркетинговые исследования подтверждают, что периодичность покупки, например, шкафа составляет один раз в 5 -10 лет. Конечно, при правильной эксплуатации срок службы мебели продлевает использование качественных материалов при её изготовлении. Например, можно сравнить ЛДСП двух производителей. В одном случае мебель выдерживает не только простую эксплуатацию, но и неоднократный демонтаж-монтаж в случае переезда. В другом – после демонтажа и повторной сборки детали начинают болтаться. Именно поэтому мы работаем с проверенными поставщиками и следим за качеством изделий на всех этапах», — приводит пример Игорь Васюков.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!