Ближайшее будущее в красках
Судя по информации некоторых аналитических агентств и статистов, 2019 год для рынка ЛКМ был весьма неплохим. По данным, озвученным на выставке «Интерлакокраска-2019», в 2018 году мировой рынок промышленных лакокрасочных материалов вырос на 5% (44 млн тонн) и сохранил такие же серьёзные позиции в 2019 году. Из чего можно сделать вывод, что для дальнейшего развития есть все необходимые условия и, самое главное, высокий спрос…
Возможно, это происходит в других отраслях, а в мебельной нише всё не так однозначно. Для многих мебельщиков 2019 год стал очень непростым. Что, конечно, автоматически ощутили поставщики и производители компонентов и комплектующих, в том числе и лакокрасочных материалов. Анализом мебельного и лакокрасочного сегментов, а также предположениями о том, как будет развиваться ситуация в 2020 году, поделился генеральный директор ООО «Арикон ЛК системы» Сергей Фролов.
— Завершился 2019 год, и мнения специалистов о его итогах очень разнятся. Каково ваше мнение? И какие приблизительные прогнозы вы бы дали на 2020 год?
— Знаете, Россия такая удивительная, уникальная страна, где очень сложно делать какие-то прогнозы в какой бы то ни было сфере. Можно быть уверенным только в двух вещах: в смерти и в налогах.
Приведу неотраслевой пример. Весь мир зимой 2014 года стал внезапно любить и обожать Россию после Олимпиады в Сочи. Во всех мировых СМИ говорили о том, какая это отличная страна, где живут добрые и гостеприимные люди. А уже в конце лета все эти же масс-медиа поливали нас грязью из-за истории с Украиной. Россия — это страна, где ничего невозможно точно предсказать
и спрогнозировать.
Однако так как мы относимся к бизнес-сообществу, мы вынуждены оперировать цифрами.
Ориентировочно на 2020 год мы ставим себе 15–20% прироста. Но нужно понимать, что прирост приросту рознь. Бывает прирост экстенсивный, когда увеличивается количество фабрик, соответственно, увеличивается потребление наших материалов. Когда у людей достаточно денег, все делают дома ремонт и обновляют меблировку, и, соответственно, мы тоже растём.
Но, на мой взгляд, в этом году, к сожалению, этого не будет.
Прогнозы по общей экономике России весьма печальны, скорее всего, это будет нулевой прирост по ВВП, а возможно, лёгкий минус.
— А откуда тогда 15–20% прироста, которые вы планируете?
— Ну и плюс 15–20% прироста к выручке, которую мы прогнозируем, это, к сожалению, скорее всего, не означает такого же подъёма в плане рентабельности. Она остаётся на приемлемом, но всё же относительно невысоком уровне.
Соответственно, конкурировать только качеством продукта уже не получается, и конкуренция перемещается в плоскость цены. А если предприниматели начинают соперничать друг с другом ценой, то это понижает рентабельность.
При таком раскладе исход виден такой: более слабые компании будут быстро уходить с рынка, не успев достаточно развиться.
— Что должно быть у компании, которая хочет остаться на рынке?
— В бизнесе будут опытные и сильные компании. На рынке останется тот, у кого качественней материал, ниже цены, лучше техподдержка, больше технологов.
У кого есть мощная колеровка, потому что прозрачные варианты не очень интересны, сегодня нужны колерованные материалы. А ещё те, у кого технологи могут максимально быстро выехать на фабрику для решения проблем. Предприятия с такими возможностями и будут оставаться на рынке. И, как это ни печально, мелким компаниям будет сложно конкурировать с такими крупными игроками с развитой сервисной поддержкой.
А ведь с мелким бизнесом конкурировать всегда очень интересно. Такие компании более гибкие и юркие, им нужно крутиться, чтобы занять своё место в бизнесе. Поэтому они всегда находят какие-то нестандартные подходы, всегда придумывают какие-то новые решения на рынке.
— Как должны действовать маленькие компании, чтобы в принципе попасть на рынок?
— В принципе, они должны будут обладать теми же качествами, что и крупные игроки, что на первых этапах, согласитесь, непросто. Но они могут применить два подхода.
Первый — предоставить такую цену, какой нет ни у кого.
Тогда на какое-то время такая фирма может даже наплевать на техподдержку. Эдакая китайская стратегия, когда и брак, и большой расход материала, и низкая укрывистость как бы заложены в невероятно низкую стоимость продукта.
Второй — развивать систему бонусов, бесплатную доставку, техподдержку
и сервис. Ведь конкуренция построена именно на том, что ты должен обыграть своих соперников, показать, что ты в чём-то лучше, быстрее, активнее.
Либо комплексный вариант — цена чуть ниже, а качество чуть лучше. Борьба за долю на рынке ведётся на довольно скользком поле, когда требуется, чтобы качество было лучше всех, а цена ниже всех. А это довольно труднореализуемая система условий.
— Ситуацию наверняка могут поколебать изменения на сырьевом рынке. Что сейчас происходит в сегменте компонентов для производства лакокраски?
— В 2019 году цены были поспокойнее. Не было фантастических всплесков
на рынке изоцианатов, ароматики и ацетона, которые мы видели в 2017–2018 годах.
В начале 2019 года был небольшой всплеск на колоранты, на цветные пигменты, но
в целом этот сегмент себя стабильно вёл. Однако до этого его три года «штормило».
И как мне видится, на ближайшее время опасность подкрадывается не со стороны рынка химических компонентов. Эта ниша очень большая. Если Европу начнёт «лихорадить», то некоторые компоненты можно привезти из других регионов и по приемлемой цене. Восточная Азия набрала очень мощную производственную базу, развила очень хорошую скорость, есть производство в Южно-Латинской Америке.
А вот когда начинает «лихорадить» рынок сбыта, который находится у нас под боком, то будет сложнее.
Хорошим выходом из такой сложной экономической ситуации могли бы стать продажи за границу, но по разным причинам не все наши клиенты могут работать на экспорт. Ведь за границу не отправишь, условно, 10 дверей или 10 комплектов мебели, речь идёт о партии в сотни и тысячи изделий. Кроме того, нужно разбираться в логистике и таможенном оформлении.
Это всё трудновыполнимо и даже страшно для региональных производителей, которые привыкли сидеть в пределах своей области, где они до любой точки продаж, до любого склада могут за час-полтора доехать. Мелким предприятиям приходится довольствоваться нашим рынком, а он достаточно инерционный и пассивный на данный момент. Кого-то спасут господряды, но государство тоже не резиновое.
— Несмотря на такие печальные прогнозы, ваша компания планирует расти и развиваться. Какие планы на новый рабочий год?
— 2019 год, несмотря на непростую ситуацию, был для нас очень продуктивным. Мы запустили продукты новой эконом-линейки АК, специально для российского рынка, а также серию суперматовых покрытий High-Tech Zero Gloss.
Представили несколько линеек экологичных продуктов. Занимались активным продвижением УФ-отверждаемых ЛКМ. Представили новинки на выставках LIGNA-2019 и «Мебель-2019».
В 2020 году также будем находить свои решения для дальнейшего развития. Планируем частичную локализацию производства в России, расширение линеек как экономичных продуктов,
так и спецэффектов.
Кроме того, в настоящее время мы значительно усилили свою техподдержку, и вскоре наша сервисная служба по количеству сотрудников будет примерно равна коммерческому департаменту. Также мы планируем активную экспансию в регионы, что, вероятно, приведёт к открытию ещё 3–4 собственных офисов продаж с лабораториями и колеровками на местах.
Беседовала Мария Бобова
Московская область, город Старая Купавна, улица Горького, территория ОАО «Мосхим»
Тел.: : +7-495-223-92-73, +7-800-333-46-63
lkm@ariconoil.ru
www.lakpro.ru
www.sirca.ru
г. Ульяновск, Проезд Максимова, д9, офис 205
Тел.: +7(8422) 27-24-94
г. Краснодар, пос. Березовый, ул. Карла Гусника, дом 17/4
Тел.: +7 (861) 238-4773
На правах рекламы