«Мебель-2022», день 3: уклон в эстетику на всех уровнях
Любая часть любой отраслевой выставки, будь то экспозиция или деловая программа, — это всегда сотрудничество. Все экспоненты или эксперты активно взаимодействуют с участниками и гостями, чтобы в последующем сделать свою продукцию только лучше и ближе потребителю.
И ощущение, что на этой выставке уровень взаимодействия возрос. Это вполне объяснимо, потому что кризис всегда требует новых установок и заставляет больше разговаривать и идти на уступки, потому что от этого будет буквально зависеть успех дальнейшей работы.
Оборудование и инструмент на страже дизайна
Мебельная отрасль сочетает в себе промышленную чёткость и дизайнерское вдохновение, которые порой плохо сочетаются. Однако сейчас от дизайна зависит очень много. Покупатель становится менее активным, начинает больше беречь деньги, но при этом всё ещё «любит и выбирает» глазами. Если внешний вид (в сочетании с качеством) покорит клиента, тот с большей вероятностью будет готов отдать за продукт деньги.
Отчасти даже нынешние новинки оборудования помогают мебельщикам не только повысить эффективность и объёмы производства, но добиться эстетичного вида продукции. Например, компания «Лига» впервые представила в России пятиосевой токарно-фрезерный обрабатывающий центр с двумя рабочими столами и четырьмя областями обработки. Теперь мебельные колонны, деревянные пилястры и опоры, ножки столов, стульев и диванов можно делать ещё быстрее и проще, и при этом их внешний вид может быть сколь угодно сложным. Это отличный аргумент для серийных производителей, потому что сегодня даже они становятся ближе к клиенту и выбирают персонализацию и индивидуальный подход к клиентам.
Выставленные трубогибы и шлифовальные станки, кромочники и инструмент — всё это также серьёзно влияет на внешний вид изделия. Вариативность фрез становится всё шире, несмотря на уход европейских игроков. Азиатские и отечественные компании стараются не отставать от зарубежных конкурентов, а в некоторых моментах даже перегонять их по ассортименту.
Комплектующие со специализацией
Однако оборудование всё же изначально адресовано конструкторам, технологам и промышленникам. Кто по-настоящему ударился в дизайн, так это поставщики комплектующих. Бренд Kronospan в этом коду сделал особый акцент на своём бренде Kronodesign, направленном именно на дизайнеров. Безусловно, на стенде были представлены и не декорированные варианты плиты, которые по достоинству смогли бы оценить специалисты, закупающие сырьё на производство, но стилизованным вариантам в этот раз выделили куда больше пространства.
Многие представители фасадного направления отрасли пошли схожим путём, но применили особую тактику.
«Сложно найти новую породу массива, ведь новые деревья не возникают из неоткуда и их нельзя вырастить, именно поэтому продолжаются поиски новых технологий и способов обработки материала. В этом году мы представляем на выставке дизайнерский шпон и экополотна. Мы продолжаем «качать» тему с натуральными покрытиями и считаем, что будущее интерьеров и дизайна мебели будет плотно завязано именно на компонентах и декорах, близких к природным», — объяснил генеральный директор компании Woodstock Фёдор Савинов.
То же можно сказать и о фурнитурщиках, особенно тех, кто активнее занимается ручками и профилем — элементами, составляющими образ мебели. Директор по развитию бренда «Валмакс» Владимир Романенко отметил, что в этом году, несмотря на непростую политическую обстановку, специалисты компании смогли побывать на европейских выставках и зафиксировать последние дизайнерские тренды. Компания, по сути, убедилась в том, что следует в правильном направлении. В нише лицевой фурнитуры править бал начинают плавные формы, деревянные фактуры и матовые поверхности, даже в случае с металлизированными цветами.
В этом есть логика — эти особенности отлично вписываются не только в стиль лофт (который вопреки всему удерживает свои позиции в России), но в стиль сканди, который буквально получил в России новую жизнь после ухода IKEA.
К этому тренду подключились даже производители матрасов, хотя, казалось бы, этот элемент в большинстве своём скрыт от глаз пользователя.
«Компания ARMOS презентовала трендовый дизайн матрасов в непривычном цвете: чехлы выполнены из объёмного серого трикотажа с пышной стёжкой. Новое поколение чехлов в сочетании с мебельной тканью из фактурной рогожки по бортику матраса создают единый скандинавский стиль. В компании решили, что такие матрасы отлично дополнят спальную мебель в стиле сканди», — пояснил директор департамента маркетинга ARMOS Денис Кривоносов.
Отголоски дизайнерских проблем в деловой программе
Выступления третьего дня были невероятно разнообразны и среди прочего затронули ситуацию на рынке металла, импортозамещение важнейших видов функциональной фурнитуры или особенности нишевых рынков. Однако во многих докладах, напрямую не связанных с темой стиля и эстетики, были слышны дизайнерские мотивы.
Если подумать, даже пленарная дискуссия «О высокомаржинальных мебельных бизнесах» Furniture Retail Fest 2022 в какой-то мере пересеклась с этим направлением.
Считается, что в кризисы лучше всего себя чувствует премиальный сегмент, а значит, мебельщикам, ранее относившим себя к сегменту «средний» и «средний плюс», имеет смысл уходить в «премиалку».
Однако эксперты мероприятия показали, что в этой нише много подводных камней. Спикеры отметили, что в России развитие премиального сегмента начало стагнировать, поэтому соответствующих предприятий теперь открывают меньше.
Однако это направление стало активно развиваться за пределами России, в странах СНГ. Там значительно дешевле земля и недвижимость, но нет качественной дорогой мебели. «Нужно смотреть по сторонам», — такой тезис прозвучал на мероприятии.
Тем более что градус придирчивости клиентов с высокими доходами снизился. Они больше начинают ценить стабильность, а также наличие товара и его быструю доставку. Поэтому можно более раскованно почувствовать себя в дизайне. Ведь не секрет, что удовлетворение предпочтений покупателей из высокоценового сегмента всегда представляло собой непростую задачу для игроков этого направления.
Тема дизайна промелькнула и при обсуждении кадровых вопросов на конференции о среднем профессиональном образовании в рамках форума «RusМебель-2022». Докладчики из представителей мебельных производств, хоть и сделали акцент на станочниках, но отметили, что грамотных промышленных дизайнеров в отрасли также недостаёт.
Дизайнер, строитель и мебельщик: кто виноват и что делать?
В свете актуального для отрасли вопроса обязательной меблировки специалисты обсудили взаимодействие строителей, мебельщиков и дизайнеров. Эту проблемную тему уже поднимали на выставке в период пандемии, а теперь вернулись к ней вновь, потому что конфронтация и споры между представителями этих направлений отнюдь не прекратились. Это при том, что представители соседствующих, но во многом отличающихся сфер в первую очередь работают на одного заказчика.
Об этом во время круглого стола рассказали руководитель и основатель мебельного производства Made by Ideal Art Сергей Галкин, дизайнер жилых пространств Инна Азорская и руководитель компании Foreman Ltd., эксперт управления ремонтными работами Андрей Хрисанов.
Главная претензия от лица всех дизайнеров, которой поделилась Инна Азорская, — это невнимательное «прочтение» строителями чертежей и в целом дизайнерского плана. Она объяснила, что недостаточно ответственное отношение к поставленным перед мастерами задачам нередко выливается в немалые проблемы в виде недостаточно укреплённой стены, на которую будут вешать (в соответствии с проектом, одобренным заказчиком) массивную парящую тумбу или другой тяжеловесный предмет интерьера. Специалист предположила, что строители недостаточно серьёзно воспринимают дизайнеров из-за их творческих взглядов.
Сергей Галкин в свою очередь уверил присутствующих в способности современных производителей мебели воплотить в реальность все мыслимые и немыслимые дизайнерские идеи. Но сконцентрировал внимание коллег на необходимости точно формулировать ТЗ, желательно предоставляя соответствующие примеры нужного цветового тона и уровня «матовости», потому что мебельщик осознаёт, насколько важно соблюсти все тонкости, чтобы получить именно тот продукт, который дизайнер пообещал клиенту.
Но производители также отдают себе отчёт, что отсутствие у дизайнеров знаний технологического процесса затрудняет взаимопонимание в подобных вопросах:
«Матовое покрытие на дубе выглядит иначе, чем на другой породе дерева. Мы можем добиться нужного эффекта путём микса нескольких видов покрытий, но нам нужен пример».
Также он посоветовал дизайнерам пользоваться услугами сотрудников мебельных компаний во время составления чертежей. Этот промежуточный процесс послужит своеобразным «переводом» с дизайнерского языка на язык производителя и убережёт обе стороны от многих нестыковок.
Кроме того, мебельный производитель предупредил о губительных последствиях желания заказчика готовить предметы обстановки до окончания ремонта. Из-за такой поспешности мебельщику приходится на слово верить строителю в том, насколько изменится уровень пола, потолка и прочие пропорции. В процессе отделки эти величины могут несколько измениться, но даже малейшая погрешность приведёт к тому, что мебель далеко не идеально состыкуется с «коробкой» помещения.
Спикер со стороны дизайнеров заступилась за коллег и прокомментировала вынужденную меру в виде пожелания начать производство мебельных предметов заранее:
«Строительство может длиться до полугода. Производство мебели занимает тоже несколько месяцев, а заказчик устаёт ждать и хочет, наконец, заехать в свой дом».
Андрей Хрисанов занял мудрую позицию понимающего слушателя, решив не обвинять в ответ представителей дизайна и мебельной индустрии. Как памятку ответственного строителя он перечислил золотые правила успешной реализации проекта: «Изучайте чертежи долго и внимательно, вносите уточнения, делайте на совесть».
В один момент беседа приняла настолько позитивный поворот, что спикеры задались вопросом: «А может быть, виноват сам заказчик?». Общий смех опроверг это шуточное заявление, ведь закон любого коммерческого начинания: «Клиент всегда прав!» — никто не отменял, и эта фраза остаётся общим девизом специалистов трёх разных, но взаимосвязанных ниш.