
ЛКМ формирует образ мебели
Сегодня «лицом» практически любой мебели является фасад. именно на его черты и эстетическую привлекательность сразу обращает внимание потребитель. Соответственно, создать необходимый антураж призваны лакокрасочные материалы. о том, почему и как использование ЛКМ способствует решению многих производственных задач в мебельной индустрии, рассказывает генеральный директор ООО «АРИКОН ЛК Системы» Сергей Фролов.
— Сегодня весьма бурно обсуждают превалирование спроса на зарубежные ЛКМ в мебельном сегменте. Почему сложилась такая ситуация, и как будут развиваться события?
— Зарубежные поставщики ЛКМ для мебели, присутствуют на российском рынке в качество практически монополистов в течение уже очень многих лет и являются основными игроками по причине, высокого качества предлагаемых материалов и технологичности их использования. Когда на валютном рынке евро отметился масштабным скачком, и начались пертурбации в экономическом плане на рубежах 2014-2015 гг., российский рынок стал интересен российским производителям по нескольким причинам. Во-первых, во время кризиса у большинства производителей снижается планка требований к качеству продукта. В нелёгкие времена на производстве приходится считать каждую копейку и уже не так привередливо относиться к отделке, и требовать от поставщика лояльной цены. Все понимают, что цена и качество — параметры, которые всегда находятся в прямой зависимости друг от друга. И если ты требуешь от поставщика дешёвого продукта, то с таким же качеством дорогой продукт априори быть не может. Кроме всего прочего, скачок евро и доллара привёл к тому, что импортные продукты стали значительно дороже. Соответственно, небольшие фабрики, которые считают каждый рубль, сразу начали искать какие-то альтернативные варианты. Тут и появились на горизонте наши производители. Конечно, мы видим, что постепенно россияне начинают открывать новые производства в столичном регионе и других районах. Однако я не считаю, что у производств-новобранцев будет замечательное безоблачное светлое будущее. Потому что на данном этапе валюты откатываются назад, что даёт новый импульс конкурентоспособности зарубежным поставщикам. К тому же, европейские поставщики лакокраски за время кризиса на мебельном рынке уже осознали, что теряют продажи. Поэтому разработали какие-то линейки эконом-продуктов, которые практически такие же хорошие по качеству, но на определённый процент дешевле, чем основные. А для тех, кто сейчас занимается импортозамещением и производит здесь продукцию, такой поворот, конечно же, большая угроза.
Что касается нас, то мы также специально разработали линейку эконом-продуктов для российского потребителя. Испытали её и привезли в Россию. Внедрение заняло более длительный период, чем мы ожидали. Однако спешка нужна лишь при ловле блох. Соответственно, необходимо испытать каждый продукт и убедиться в том, что его качество и рецептура соответствует тем ожиданиям, что выдвигает сегодня потребитель. Так что эконом-продукты — одно из новшеств нашей марки. До какого-то момента, как, впрочем, и сейчас, Sirca (официальным дилером которой является ООО «АРИКОН ЛК Системы», — прим. редакции) себя позиционировала как не самый дешёвый бренд на рынке, но и не самый дорогой. И сейчас мы предлагаем одни из качественных ЛКМ, занимающих золотую средину
ценового пласта.
— Многие производители находятся в поиске необходимых средств для создания качественной мебели, где особую роль играет лакокрасочная продукция. Насколько сегодня велика степень влияния таких материалов на себестоимость мебели?
— Де-факто, лакокраска для мебели существенно отличается от других лакокрасочных продуктов для автопрома, интерьеров, экстерьеров и объектов архитектурно-строительного значения. У нас высочайшие требования как к качеству продукта, так и к получаемой поверхности после нанесения ЛКМ. Потому что мебель — вещь достаточно дорогая, и она формирует большую часть видимого интерьера в доме. Так что,одну и ту же стандартную квартиру, в зависимости от того, какая там мебель, можно представить либо как шикарное жильё, либо как убогое жилище. Поэтому итальянцы некогда провели исследования. Они подсчитали, сколько процентов лакокраски в себестоимости готового изделия. Ну, понятно, что мебель мебели рознь, ведь это могут быть как штучные экземпляры, сделанные под заказ, так и стандартные атрибуты. Но в среднем цена лакокраски в себестоимости изделия составляет от 5 до 10%. При этом влияние на конечную цену изделия может достигать порядка 60-70%. Поясню откуда такие данные. Условно говоря, брали два стола, один из которых покрывали дешёвым лаком, а другой — дорогим продуктом, дающим отличную глянцевую плёнку. Создавали несколько фокус-групп, каждая из которых определяла стоимость изделий в соответствии с их внешним видом. Например, первый, по их мнению, стоил порядка 50 евро, в то время как второй, покрытый более дорогим лаком, оценивался ими в 200 евро. Мнения участников эксперимента записывались и анализировались. После чего были даны чёткие понятия, как цена вышеупомянутых 5-10% ЛКМ влияет на конечную цену продукта. Поэтому на рынке наиболее жёсткий участок сражения брендов лакокрасочников отмечен именно в мебельной нише.
В прошлом году на столичном круглом столе, когда директора ООО «ЯрЛИ» спросили: «Вот вы — самые крутые и известные в мире производители от нашей страны. Один из двух брендов, который входит в мировой топ-лист производителей лакокраски. Вы, промышленный гигант, производили ли что-то для мебели?». На что руководитель предприятия ответил: «Нет». А на вопрос: «А почему?», сказал: «А мы как-то не концентрировали внимание на этом сегменте». А не смотрели скорее всего потому, что в нашей сфере много проблем, требования к сырью и качеству продукта высочайшие, а развернуться негде. Так, если краска для металла — это трубопроводы, хранилища, автопром и странкопром и прочее, то наша ниша — мебель и двери, а также незначительная доля интерьера. Поэтому конкурировать намного сложнее. Выкладываться приходится в несколько раз больше, а ёмкость самого рынка в несколько раз меньше.
— Зачастую в целях экономии производственники идут на смешение материалов или затевают «недетские игры» с пропорциями. Насколько оправдан подобный риск, когда на карту поставлено качество мебели?
— Обычно, когда на рынок выходит продукт, он уже в высокой степени готовности. Он не может не работать, если его применить так, как написано в техническом описании, которое даёт производитель. Если написано, что нужна древесина определённой влажности, то ни в коем случае нельзя использовать сырую доску. Когда расход при нанесении должен составлять точное количество грамм на метр квадратный, то нельзя делать его меньше или больше. Если указано, что в материал нужно добавить 20% или 30% растворителя конкретной марки, то не стоит пытаться заменить его другими средствами и тем более экспериментировать с пропорциями. Проблемы начинаются у того, кто технологию не выдерживает. Всё завязано на науках: химии и математике. При несоблюдении формулы результата хорошего однозначно ожидать не стоит. Такие проблемы возникают регулярно, и дальше будут возникать у ряда мебельщиков. Поскольку прослеживается следующая тенденция: чем хуже ситуация в экономике, тем больше возникает таких вопросов. Потому что производство пытается как-то оптимизировать свои затраты, ищет пути сокращения денежных средств — и на лакокраску в том числе. Как правило, когда у фабрики денег много, она такими вещами не занимается. Ведь у неё колоссальные объёмы выпуска продукции и проблема качества может стать критическим ударом по репутации. Впрочем, экспериментаторов у нас много, ибо мы страна Кулибиных и Левшей. Но, чаще всего, такие действия присущи более мелким производствам.
Некоторое время назад я работал с одним производителем лакокраски, у которого были строгие требования: когда покупаешь такой-то лак, то обязан купить в комплекте определённые разбавитель и отвердитель. У нас сейчас такого требования нет. Но при этом всех своих клиентов уведомляем о том, что можем гарантировать отличное качество, потребительские свойства и долговечность поверхности лишь в том случае, когда используются все рекомендованные нами компоненты системы. До какого-то момента «недетские игры» с пропорциями и заменой материалов в производстве действуют. Однако как только это перестаёт работать, как правило, сразу же идёт звонок с производства в нашу сервисную службу. Технологи едут и разбираются. На это и ответ стандартный — нужно следовать рекомендациям. Чаще всего нам удаётся убедить руководство компании, что необходимо строгое соблюдение технологии. Ведь владелец производства заинтересован, чтобы оно работало с минимальным количеством брака и проблем. Кстати, иногда случаются и такие ситуации, когда к нам в офис обращается достаточно разозлённый и обиженный на действия своего поставщика клиент. У него проблемы с материалами, но партнёр не даёт никаких вариантов решения. Тогда необходимую поддержку он находит в нашей компании. Даже готов начать пользоваться нашими продуктами только потому, что к нему отнеслись по-человечески и дали профессиональные советы.
— А можно ли реанимировать бракованную мебель после нанесения лакокрасочных материалов?
— В силу того, что лакокраска при нанесении на поверхность затрагивает только верхние слои подложки, то чаще всего такие огрехи можно исправить. Непоправимого в этом отношении брака не бывает. Любую поверхность в 98% случаев можно подвергнуть шлифовке, удалить слой лакокраски и перекрасить заново.
На остальные 2%, как правило, приходятся на непоправимый брак. Глубже всего в обрабатываемые древесные поверхности проникают именно морилки, у которых основные свойства — подкрасить саму древесину. И когда есть потребность в переработке брака, возникает вполне логичный вопрос: из какого сырья изготовлена подложка? Натуральная ли это древесина, натуральный шпон, или шпон файн-лайн с более рыхлой текстурой, МДФ, ДСП либо плёнка. Кстати, сейчас много производств, которые красят плёнку для придания ей каких-либо эффектов. Например, стандартный шпон имеет толщину от 0,4 до 0,6 мм, а краситель, как правило, на такую глубину и проникает. Как известно, дерево — благодатный в плане обработки продукт. И любое производство — это ещё и субъект экономической деятельности, для которого переработка брака подразумевает трату дополнительных денежных средств. Поэтому производитель подсчитывает, во сколько выльется переработка брака с точки зрения затрат, и будет ли это рентабельно. К тому же многое зависит от конкретного производства: какая используется подложка и какие ЛКМ. Возможно, будет проще отставить бракованную заготовку и продолжить выпуск качественного продукта. В случаях, когда слишком поздно выявили брак и было сделано немало продукции, вся партия отправляется на повторную шлифовку.
Но опять-таки, двух одинаковых производств не существует, соответственно, каждое из них, как отпечаток пальца, абсолютно уникально. То есть на каждом предприятии свои технологические процессы, оборудование, организация и целевое построение технических цепочек со стороны персонала; используются свои материалы, фурнитура, ЛКМ, наполнение и механизмы. Даже циклы отделки построены по-разному, поэтому всех под одну гребёнку равнять нельзя. Мы же всегда готовы помочь клиентам в решении проблем с браком. И до начала использования нашего продукта приехать на предприятие и ознакомиться с его технологическими возможностями и спецификой выпуска мебели. И только на основе детального анализа дать рекомендации. Бывает и так, что приходится дорабатывать наши продукты, если стоит какое-то необычное оборудование и требуются нестандартные материалы для определённого типа нанесения. На самом деле, сейчас достаточно много различных типов оборудования и приспособлений для нанесения. Это и роботы, и пистолеты, и готовые камеры. И независимо от степени технического оснащения наша техподдержка строится на трёхуровневом сервисе. Первый — технологи, которые находятся непосредственно в дистрибьюторском сервисном центре в Москве. Второй уровень — технологи, что работают в представительстве компании Sirca в столице. И третий уровень — технологи-итальянцы, которые всегда имеют открытую российскую визу и могут в самые кратчайшие сроки прибыть в любую точку нашей страны для решения каких-то серьёзных вопросов. Но мы изначально весьма конструктивно подходим к внедрению любого продукта и решению проблем, так как стремимся предложить продукт, который бы быстро сох, обладал хорошими свойствами, ложился красиво на обрабатываемые поверхности и не вызывал в дальнейшем никаких рекламаций со стороны покупателей.
— Мебельные компании активно включают в свои ансамбли винтажную мебель. Ассортимент отечественных продуктов в этом сегменте фактически отсутствует. Предлагаете ли вы материалы с различными новомодными эффектами?
— Винтаж — один из трендов, который всегда пользуется спросом. Для создания этого стиля у нас присутствует обширная линейка материалов с эффектом старения, кракле, патины, имитирующие старину, а также различные масла. Все эти продукты — химия в чистом виде. И я сомневаюсь, что у кого-то из участников рынка есть сейчас формулы, которые являются абсолютным ноу-хау и не могут быть повторены кем-то из производителей. Естественно, что какие-то моменты в плане формул у большинства игроков плюс-минус одинаковые. Но когда Sirca разрабатывает свои материалы, то, естественно, в первую очередь, делает упор на технологичность. Чтобы продукты было удобно применять, и их использование приносило минимальный дискомфорт в процессе создания мебели.
Также мы активно расширяем линейку различных спецэффектов. Для кого-то это покажется парадоксальным, ведь на рынке кризис, и всем нужно дешёвое сырьё. Ясно, что такая группа товаров, как спецэффекты, дешёвыми быть априори не могут. И доля использования их, как правило, приходится на мебель из разряда среднего или высокого ценового сегмента. Однако в нашей стратегии на самом деле никакого парадокса нет. Рынок находится сейчас в стадии насыщения. И для увеличения продаж мебельным фабрикам приходится вводить новые модели с нестандартными решениями в дизайне. И это не всегда сложная геометрия, а скорее аутентичность в отделке. Допустим, шкаф напоминает грубую бетонную поверхность, но при этом есть чёткое осознание того, что это дерево. Или на нём имитируются пятна в виде затираемой меди или ржавчины, то это один из современных модных вариантов оформления. Очень многие из тех людей, кто покупает мебель с интересной отделкой, часто посещают европейские страны, обращают внимание на стиль и детали интерьеров домов, отелей и ресторанов. И им, конечно же, хочется внести такие изюминки в свои апартаменты. Как раз наша линейка ЛКМ полностью отвечает этим вкусам и пожеланиям. Сейчас предлагаем различного плана спецэффекты, которые имитируют каменную поверхность, бетон, ржавчину, позеленевшую от старости мебель, патину, серебро и золото и др.
— Расскажите, каких результатов вы добились и что планируете в будущем?
— Мы прошли 2016 год очень хорошо: прирост к 2015 году составил порядка 28%. При этом мы не питаем иллюзий и понимаем, что часть этих процентов — клиенты, которые перешли к нам от менее стойких к конкуренции производителей ЛКМ. В прошлом году мы сделали ставку на развитие, и теперь у нас два офиса в Ульяновске и Краснодаре со складом, лабораторией и персоналом. Надеюсь, в этом году продолжим экспансию и откроем ещё три региональных офиса. Кстати, со стороны государства звучат призывы к развитию сибирского и дальневосточного районов. Поэтому считаем, что Сибирь достаточно привлекательна для нашего присутствия несмотря на определённые сложности.
В частности, это большие пространства и дороги, а также весьма непредсказуемая зима, что совсем не подходит некоторым нашим продуктам из основной линейки. Но чем сложнее условия, тем приятнее их преодолевать и добиваться результатов. Дело в том, что для открытия офиса с колерным участком в регионе мало только наличия хорошей клиентской базы, нужен ещё и грамотный персонал. А в России последние два десятка лет с этим серьёзные проблемы. Поэтому, когда в единой точке складываются все слагаемые: клиентская база, площади и персонал, то открытие нового сервисного центра — лишь вопрос времени. Пока всё находится на стадии проработки, но есть определённая уверенность, что и в Сибирь мы прочно встанем ногой. Когда-то и за Уралом мы присутствовали точечно, выборочно и нерегулярно. А сейчас активно развиваем там партнёрскую сеть.