Перспективы отечественного ЛПК
Отечественный рынок ЛПК переживает на данный момент сложные времена. Согласно аналитике агентства WhatWood, в 2022 году объёмы экспорта, к примеру, фанерной продукции сократились в два раза. Как представители отрасли и прогнозировали, в сегменте сложился дисбаланс спроса и предложения. Многие производители были вынуждены снизить производственную мощность, так как у внутреннего рынка нет потребности в объёмах, которые ранее уходили в Европу и Америку.
Поэтому, вероятнее всего, российские производители пиломатериалов в 2023 году для стабилизации своего шаткого положения займутся укреплением своих позиций на основных рынках и освоением новых направлений
Одними из самых активных торговых партнёров, опираясь на статистику первых пяти месяцев 2022 года, для России стали покупатели из Китая и Узбекистана. В эти страны было экспортировано 70% товаров отечественных лесопромышленников.
В августовском отчёте Рослесинфорга отмечено увеличение объёмов вывоза российских пиломатериалов на территорию Сингапура, КНР, Японии, Узбекистана, Таджикистана, Иордании, Казахстана, Ирака, Турции и Объединённых Арабских Эмиратов.
Также управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия сообщило, что в октябре 2022 года республика отправила в Китай и Монголию 61,84 тыс. м³ пиломатериалов и почти 3,6 тыс. м³ круглого леса, а с января по октябрь — 697,2 тыс. м³ пиломатериалов и порядка 44 тыс. м³ делового леса.
Статистика подтверждает самое важное: экспорт товаров российского ЛПК не остановился. Исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов считает, что у отечественной лесной промышленность есть «козырь» — первое место в мире по общему экспорту, что и поможет преодолеть нынешние трудности.
Что касается новых направлений, то одна из заинтересованных стран в отечественных товарах ЛПК — Индонезия. Заместитель директора Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Михаил Черекаев рассказал, что в настоящее время стоимость поставок на территорию этого государства равна примерно $3 млн, а общий импорт Индонезии составляет $0,5 млрд.
Кроме того, по его же словам, уже налажены поставки пиломатериалов во Вьетнам на сумму $31,1 млн. Заключено перспективное соглашение по поставкам отдельных номенклатурных позиций. В общей сложности вьетнамский импорт пиломатериалов из других государств составляет $2 млрд. Показатели подтверждают высокий интерес страны к внешним торговым отношениям.
Агентство WhatWood определило, что объём экспорта пиломатериалов из РФ с января по июль прошлого года упал на 25%, до 13,9 млн м³, и назвало в качестве самых перспективных рынков сбыта на ближайшее будущее Китай, Японию и Египет. Именно Египет стал за 2022 год основным покупателем отечественной фанеры.
В это время Ленобласть занята организацией экспорта древесины в Казахстан и Узбекистан. По словам заместителя председателя правительства региона, председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Олега Малащенко, поставки нормализуются в первом квартале 2023 года. Сейчас первоочередной задачей является поиск удобных и выгодных логистических цепочек.
Ещё один пример успешного выхода на ближние рынки — сотрудничество пермских лесопромышленников с партнёрами из Азербайджана. За первые десять месяцев 2022 года из региона в бывшую союзную республику было экспортировано более 195 тыс. м3 лесопродукции, преимущественно пиломатериалов из хвойных и лиственных пород. К тому же, как сообщил Россельхознадзор, за январь — июль 2022 года в Азербайджан было отправлено 11,7 тыс. м² обрезных пиломатериалов хвойных пород из Удмуртии.
Но перспективы развития ЛПК России скрываются не только во внешних рынках. Расширение внутренних торговых отношений тоже может быть полезным. Самый продуктивный в этом плане — сектор деревянного домостроения, и отечественные производители намерены его увеличить. Для этого «Вологодские лесопромышленники» организовали визит 20 строительных организаций из Ассоциации деревянного домостроения на один из заводов своего холдинга.