ФАС не одобряет создание единого оператора цифровой рекламы даже для «защиты от кибератак»
Мебельщики должны быть внимательны. Рекламная отрасль в России переживает непростые времена: во имя повышения прозрачности рынка интернет-рекламу будут маркировать и собирать в единый реестр, а для защиты от кибератак управление всеми цифровыми конструкциями могут передать в одни руки. Федеральной антимонопольной службе, впрочем, есть что сказать.
Всё меньше и меньше времени остаётся до того момента, когда российская рекламная отрасль заработает по новым правилам. С 1 сентября должны вступить в силу изменения в ФЗ «О рекламе», подразумевающие обязательную маркировку рекламных материалов и ведение их реестра для «повышения прозрачности» отрасли.
Для самих участников рынка, впрочем, это означает не столько рост прозрачности, сколько рост количества сложностей, с которыми придётся сталкиваться в процессе публикации своих рекламных креативов в сети Интернет или на наружных цифровых конструкциях.
Именно последние стали яблоком раздора. Кроме спорных нововведений в отрасль виртуальной рекламы, законодатели планируют и создание единого оператора цифровых конструкций. Его деятельность, по задумке, должна заключаться в том, чтобы контролировать все цифровые рекламные конструкции страны (наружную рекламу или, к примеру, мониторы в общественном транспорте): устанавливать, эксплуатировать и вести для них специальный электронный ресурс.
На данный момент в России зарегистрировано порядка 4,5 тыс. поверхностей для диджитал-рекламы.
Федеральной антимонопольной службе передача целого рынка в одни руки предсказуемо не по душе. Ведомство подготовило к законопроекту собственные поправки, суть которых сводится к тому, чтобы избавиться от понятия единого оператора цифровых конструкций и вывести все платформы для размещения рекламы из-под государственного регулирования.
Критиковать новый законопроект ФАС начала ещё в июле, назвав его принятие шагом, который приведёт к ухудшению положения для всех игроков. Отсутствие конкуренции, неизбежное в случае существования единственного рекламного оператора, может привести к росту стоимости рекламы (а следовательно, и росту стоимости рекламируемых товаров). Кроме того, передача всех цифровых конструкций в одни руки может привести к тому, что возможность занять самые привлекательные точки станет привилегией для избранных участников рынка.
Свои поправки к законопроекту, кстати, подготовило и Минцифры: в первой половине августа ведомство предложило вывести сайты с объявлениями, они же классифайды, из-под потенциального контроля всё того же единого оператора.