Экспортные возможности отечественных мебельных предприятий обсудили в Москве
11 июня в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Мы развиваем экспорт мебельной продукции и деревообработки? Что мешает экспортёрам? Пути решения».
Открыл мероприятие вице-президент ТПП РФ Владимир Дмитриев. Он отметил, что российские предприятия в последнее время начинают активно и серьёзно заниматься экспортом, уделяя этому направлению большое значение, но не всегда имеют достаточно опыта и представления о работе на экспорт, и мероприятия, подобные нынешнему, как раз направлены на решение этой проблемы.
Старший вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Игорь Жук рассказал об изменениях в программах, проводимых центром, и о важности взаимодействия государства с бизнесом.
Одним из первых слово взял генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Тимур Иртуганов, выступив с докладом на тему «Экспорт российской мебели: текущая ситуация, перспективы».
СТАТИСТИКА
По оперативным данным АМДПР экспорт продукции ЛПК (лесопродукция, деревообработка и мебель) в 2018 году составил 7,61 миллиардов долларов США (без учёта экспорта продукции ЦБП).
При этом доли экспортируемых товаров распределились следующим образом:
– самая большая доля экспорта пришлась на распиленную и строганую древесину – 67,92% (в валютном исчислении 5 166,0 миллионов долларов США);
– 17,8% – фанера (1 355,0 миллионов долларов США);
– 9,38% – древесно-плитные материалы – ДСП, МДФ, ДВП и др. (714,0 миллионов долларов США);
– 4,9% пришлись на мебель (375,0 миллионов долларов США).
И если посмотреть на цифры более внимательно, то экспорт мебели в 2018 году по данным РОССТАТа вырос на 27% и в первом квартале 2019 году также уже прибавил 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на фоне уверенного роста в принципе производства мебели в России – 189, 7 миллиардов рублей, +25% в 2018 году, и 45,6 миллиардов рублей, +15% в первом квартале этого года).
Также зафиксирован в 2018 году 15% рост производства и экспорта древесностружечных плит (1749,1 тысяч кубометров экспортировано при производстве 9 750,0 тысяч кубометров).
В первом же квартале этого года отмечается незначительное снижение доли экспорта на 5%.
Продолжается рост в сегменте древесноволокнистых плит: на 9% (650,0 миллионов м2) и на 11% (166,3 м2) выросло производство в 2018 и первом квартале этого года, экспорт же увеличился на 30% (107,2 млн м2) и 12% (27,5 м2) соответственно.
Что касается фанеры, то в 2018 году в России было произведено 4018,4 тысяч кубометров этого вида продукции деревообработки (прирост на 7%), а вывезено 1836,7 тысяч кубометров (+9%). В первом же квартале текущего года производство составило 1044,4 тысяч кубометров (+9%) и экспорт – 630,8 тысяч кубометров (+2%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Таким образом, отечественная мебельная и деревообрабатывающая отрасль демонстрирует уверенный рост как по объёмам производства, так и по объёмам вывоза товаров за рубеж, но при этом потенциал отрасли сейчас используется минимально. Ведь не смотря на уверенный рост экспорта, он составляет чуть более 10% от общего объёма производства, что свидетельствует об огромных экспортных возможностях. Ёмкость зарубежных рынков позволяет поставлять туда ещё большее отечественной продукции. Так мировой рынок мебели оценивается в 480 миллиардов долларов США ежегодно, при этом экспорт составляет более 160 миллиардов долларов США.
Но при такой достаточно положительной динамике не обходится и без ложки дёгтя: экпортно-ориентированные отечественные производители сталкиваются с рядом проблем (таких как высокая стоимость участия в зарубежных мероприятиях и логистических расходов, отсутствие доступных складов в других странах, сложности получения зарубежных сертификатов, позволяющих торговать на чужих рынках и т.д.). И здесь не обойтись без поддержки государства. Именно это и обсудили участники круглого стола в Торгово-промышленной палате России.
Кроме г-на Иртуганова с докладами выступили сами российские производители. Всего в работе круглого стола приняли участие 30 человек – представителей профильных ведомств и организаций, а также производственных компаний.
ИТОГИ
Как результаты работы круглого стола в самое ближайшее время от имени АМДПР будут разработаны рекомендации для Российского экспортного центра и Минпромторга России с просьбой учитывать интересы предприятий отрасли в составлении календаря выставочных мероприятий, проходящих с поддержкой РЭЦ, и разработки инструментов господдержки таких как ТППК и компенсации транспортных расходов для предприятий экспортёров.
По материалам АМДПР