Школы мебельного проектирования Тимура Бутакова
Фото предоставлено Тимуром Бутаковым

Мебельное ПО: хождение по вузам

Итак, на отраслевых мероприятиях специалисты пришли к выводу, что один из ключей к восстановлению кадрового потенциала — активное взаимодействие вузов с производителями мебели и в особенности с производителями и поставщиками оборудования.

Однако сегодня в вопросе обучения молодых мебельщиков нельзя забывать про ещё один очень важный момент — специализированный софт. Потому что пусть ещё не так давно использование на предприятии различных систем автоматизации производственных процессов было редкостью, то теперь это становится нормой, без которой сложно обойтись.

Тимур Бутаков
Консультант по программе bCAD, основатель и руководитель Школы мебельного проектирования Тимура Бутакова Тимур Бутаков

Некоторые бренды станков на базе вузов и при их поддержке организуют учебные центры, а многие мебельщики — собственные обучающие программы. А как, в свою очередь, работают с учебными заведениями производители специализированных мебельных программ для проектирования?

И какую отдачу от этого можно получить? Ведь при успешной реализации таких проектов фабрики и производители станков часто получают подкованных станочников, мастеров или наладчиков — усилия окупаются квалифицированными людьми. Чего ждать производителям ПО от работы с вузами?

Обо всех моментах нам рассказал Тимур Бутаков, консультант по программе bCAD, основатель и руководитель Школы мебельного проектирования.

— Тимур, недавно вы провели серию обучающих лекций в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Как часто вы организуете такие выступления в вузах? Или сотрудничество началось именно с КНИТУ?

— Нет, это далеко не дебют. Помимо поддержки в освоении программы сотрудников мебельных предприятий, мы давно и планомерно сотрудничаем с профильными вузами и ПТУ, проводя лекции, семинары и мастер-классы о профильном ПО для студентов этих учебных заведений.

Если говорить о двухдневном обучающем мастер-классе для учащихся кафедры архитектуры и дизайна изделий из древесины КНИТУ, то это мероприятие первое, проведенное нашей Школой, именно в 2022 году, и мы надеемся, что далеко не последнее.

Студенты получили информацию о том, как применять программу в процессе автоматизации мебельного производства, каковы нюансы использования программного пакета. Кроме того, в ходе практической работы спроектировали своё первое мебельное изделие. Занятия проходили в форме диалога, поэтому участники имели возможность ещё задавать собственные вопросы.

— Тем не менее более активно вы работаете с уже состоявшимися мебельщиками. На Ваш взгляд, что легче: научить работать с программой для проектирования студента или уже опытного специалиста? Приведите, пожалуйста, аргументы.

— Несмотря на некоторые схожие черты, процессы обучения по этим двум направлениям имеют существенные отличия. Подготовка мебельщика, имеющего собственный опыт в производстве, состоит лишь в том, чтобы показать, как использование конкретного программного обеспечения поможет упростить и ускорить выполнение хорошо известных ему задач. Результаты такого обучения в подавляющем большинстве случаев видны сразу, так как полученные знания и навыки сразу же начинают применяться на практике.

Процесс обучения студентов имеет совсем иной смысл, другие задачи и особенности, а подход к нему должен быть гораздо более тонким и деликатным. Основная цель такого обучения заключается в том, чтобы, показав будущему специалисту преимущества использования нашего программного продукта, сформировать в нем видение своих перспектив и вдохновить его к продолжению освоения своей специальности.

Потому что, к сожалению, сегодня серьёзной проблемой является то, что после окончания обучения в вузе многие студенты не продолжают свою профильную деятельность, а уходят в иные сферы, не связанные с использованием полученных знаний.

Именно заинтересованность студентов в продолжении работы на мебельном производстве и является задачей привлечений мебельных фабрик и других предприятий мебельной отрасли к учебному процессу.

— Возвращаясь к теме организации таких встреч, с чьей стороны обычно поступает инициатива? Вы сами специально находите время для работы с учебными учреждениями, или вас приглашают сами вузы?

— Думаю, это происходит примерно в равной степени. Многие вузы и ПТУ активно инициируют проведение таких встреч. В случае с КНИТУ идея провести мастер-класс исходила именно от специалистов кафедры.

— На ваш взгляд, это может быть связано с тем, что сами преподаватели профильных учебных заведений понимают, что образовательные системы и методологии вузов отстают от актуальных требований современного производства?

— Справедливости ради следует заметить, что это отставание — естественный процесс. Учебные программы и тем более пособия к ним всегда будут как бы «догонять» современные технологии, корректируясь и видоизменяясь под влиянием прогресса и инноваций в соответствующих сферах.

Поэтому да, все стороны — и образовательная, и производственная — понимают, что если вовсе избежать этого разрыва в отставании невозможно, то сократить эту дистанцию вполне в наших силах.

К сожалению, надо констатировать, что, несмотря на вышесказанное, сотрудничество участников рынка по-прежнему требует большей активности. Именно поэтому мы не планируем прекращать эту сторону нашей деятельности — содействовать учебным заведениям в актуализации программ. И рассчитываем, что вскоре многие наши коллеги, действующие мебельные компании и смежные участники мебельного рынка также сфокусируют на этом внимание.

— Возможно, многим представителям отрасли просто не хватает дополнительной мотивации, потому что работа со студентами дело непростое, отнимающее много времени. По вашему опыту, что ещё компания может получить помимо потенциальных сотрудников и потенциального роста отрасли?

— Повторюсь, что в отличие от обучения сотрудников мебельных предприятий, результаты обучения студентов проявятся лишь со временем. Но рано или поздно это принесёт свои плоды. Сегодняшние студенты завтра станут высококвалифицированными специалистами на производствах, что позволит увеличить конкурентоспособность компании на рынке.

В нашем же случае, участвуя в такой образовательной деятельности, мы повышаем лояльность к нам и к нашему продукту. Познакомившись раньше с нашим программным обеспечением, оценив возможности и увидев на практике преимущества, они с большей долей вероятности прибегнут к нашему продукту в будущем. Это очень хорошая имиджевая история.


Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!