Мебель в стиле лофт: что удерживает её позиции на российском рынке, хотя в Европе и Америке лофт умирает
Богемная, не принуждающая ни к чему, кроме свободы, обстановка из мебели грубых древесных пород и металла, рельефная текстура кирпича на стенах и промышленное освещение в квартире… Стиль лофт не имеет черт, свойственных привычному понятию уюта, однако уже больше десяти лет остаётся одним из самых любимых направлений у россиян. Почему мебель в стиле лофт до сих пор популярна на российском рынке, в то время как в США (стране — родоначальнике этой моды) тренд оттесняется новыми дизайнерскими направлениями?
Жилые помещения в стиле лофт начали появляться чуть меньше ста лет назад в США. Тогда, во времена Великой депрессии, в Нью-Йорке начали закрываться заводы, а владельцы площадей проявили смекалку и решили сдавать их в аренду. В просторных открытых комнатах с высоченными потолками, ободранными бетонными стенами и ржавыми водопроводными трубами поселились бедные слои населения. Вскоре необычное оформление таких квартир привлекло внимание богемы. Бывшие заводы стали креативным пространством для художников, поэтов, музыкантов и писателей. Так красный кирпич, ржавчина, блеск холодного металла и шершавый бетонный пол стали объектами вдохновения.
Когда стиль только начинал зарождаться, индустриальные интерьеры проявляли себя минимальными удобствами и максимально недорогой мебелью, которая со временем стала отражением лофта. Она отличается простотой и функциональностью. Кресла, диваны, столы, стулья, полки изготовлены из металла, древесины и кожи. Внешний вид такой мебели был неопрятным — грубая текстура поверхности, необработанные наружные швейные и сварочные швы, царапины. А её геометрия, как правило, была незамысловатой — сплошные прямые линии и простые формы.
Вскоре мода на лофт дошла и до представителей элиты Нью-Йорка и Манхэттена, которые стали приобретать индустриальное жильё, вследствие чего цена на него стала непомерной даже для богемы. Бизнесмены, юристы, адвокаты и другие богачи решили не избавляться от шика производственной обстановки и оставили многое в прежнем виде. Ещё через несколько десятков лет тренд дошёл до Европы, чуть позже — и до России.
Российский лофт
Индустриальный стиль в недвижимости в России появился лишь в начале 2000-х годов. Первые квартиры на чердаках и последних этажах заводов были оформлены в Москве и ряде других крупных городов. Сегодня в стране существует несколько сотен различных пространств с отсылкой к этому направлению дизайна — жилые комплексы, офисы, фотостудии, образовательные студии, салоны красоты и магазины одежды.
Что касается мебели, как сообщает портал «Деловой Петербург», предметы интерьера с фабричным духом остаются одними из самых популярных на российском рынке уже больше десяти лет. Понятную картину спроса на мебель в этом стиле в 2023 году показывают маркетплейсы. На Ozon, например, в результате поиска по этому запросу предложено свыше 58 тысяч карточек товаров. На Wildberries выбор ограничивается 31 тысячей предметов интерьера.
Кроме того, два года назад исследование «Авито» показало, что индустриальный стиль стал одним из фаворитов петербуржцев. Вероятно, приверженность холодному и непринуждённому интерьеру у жителей этого города вызвана тем, что лофт стал основным направлением в оформлении ресторанов, офисов и других публичных мест в городе.
Поражает статистика «Яндекс Вордстат»: только в октябре пользователи Интернета 182 583 раза писали в поисковой строке «стиль лофт» и 35 348 раз — «мебель лофт». Примечательно, что по мере приближения к зиме количество запросов только увеличивается. Так, в сентябре «стиль лофт» искали уже 177 435 раз.
За что его любят
Один из архитекторов Новосибирска Фёдор Бухтияров в своём интервью изданию «Современный Интерьер — Сибирь» поделился: возможно, россияне привезли стремление к оформлению пространства в стиле лофт из других стран. Путешественники могли видеть предметы интерьера в стиле лофт в ресторанах и отелях Германии или США. Вероятно, контрасты между холодным, но свободным индустриальным интерьером и уютной инфраструктурой за пределами здания побудили в них желание прочувствовать их и у себя дома.
Лофт полюбился россиянам за свою самодостаточность. Многие выбирают металлическую мебель для оформления интерьера за её лёгкость и практичность. Несмотря на то что металл сам по себе предполагает что-то тяжёлое и габаритное, столы из этого материала в интерьере кажутся довольно невесомыми. Кроме того, за счёт минимализма в конструкции (тонких столешниц и опор) такие предметы оформления способны добавить воздуха в помещение и расширить его пространство за счёт того, что они занимают немного места и пропускают свет.
Мебель в таком стиле, как правило, многофункциональна. Люди не только используют её по прямому назначению, но и зонируют с её помощью помещение. А шкаф может одновременно выступать как системой хранения, так и домашним арт-объектом.
Как отмечает «Деловой Петербург», эксперты считают, что причина симпатии к индустриальному стилю в оформлении жилья скрывается не только в удобстве. Да, его удобно интегрировать в любое готовое пространство за счёт того, что мебель, выполненная в этом стиле, обычно не имеет ярких акцентов. Однако это не главное. По словам специалистов, важнейшее преимущество заключается в отсутствии классических признаков старения, которое происходит с натуральными материалами. Добавляется и современный тренд на экологичность.
Отсюда и высокая цена. Такое природное сырьё, обрабатываемое при помощи ручного труда, не будет стоить дёшево. Хотя цена на данную мебель сегодня всё же стала более доступной в сравнении с тем, что было ещё лет восемь назад.
На стоимость повлияла и мутация стиля как такового. Генеральный директор мебельной компании ООО «Нью Лофт» (New Loft) Сергей Мустафин поделился с «Деловым Петербургом»: необработанные сварочные швы или потрескавшаяся дешёвая краска потребителям уже не интересны. Кроме того, россияне стали больше предпочитать внедрять некоторые элементы лофта в классический дизайн, нежели оформлять квартиру в индустриальном стиле целиком.
Дизайнер интерьера Григорий Абубекиров в своём блоге рассказывал, что в 2016 году, когда такой интерьер был особенно популярен, за кухню в этом стиле могли попросить более 500 тыс. рублей. В основном это было связано как раз с желанием потребителей использовать мебель из натуральных материалов. Однако, по его словам, в 2022 году привлекательность индустриального исполнения выросла за счёт того, что теперь такая мебель стоит относительно недорого. Ранее подобные решения преобладали в ассортименте ушедшего с рынка шведского бренда IKEA.
Разнообразие играет роль
Причину привлекательности стиля потребители видят и в его многогранности. Так, различают несколько классификаций, где дизайн мебели может быть или максимально жёстким и иметь ключевые черты производственной обстановки, или мягким и сглаженным.
Кроме того, помимо грубого индустриального духа, такой интерьер способен предстать более богемным или даже гламурным. Эксперты предлагают отличать богемный дизайн присутствием большого количества предметов искусства, таких как картины и скульптуры, а для любителей гламура оформление основано на ярких цветах мебели.
Представители онлайн-сервиса «Мебель.Ру» отмечают, что преимущество стиля заключается в доступности его трансформации.
«Даже при частичном оформлении квартиры в стиле лофт позже можно преобразовать её, делая отсылки к другим родственным направлениям. Такое жильё очень демократично и податливо для развития вместе с хозяином. Можно придать ему дополнительный уют и вдохнуть новую жизнь, декорировав спальни или гостиную текстилем, ретроаксессуарами. Интерьер заиграет новыми красками. Лофт — очень чуткий и готовый к переменам стиль, и это его качество никогда не потеряет своей актуальности», — писала в блоге дизайнер «Мебель.Ру» София.
Помимо этого, отметим, что со временем традиционный стиль трансформировался в новое направление — неолофт. Он практически такой же, как и сто лет назад, но гораздо проще в плане реализации. Так, вместо натурального кирпича могут использоваться обои с его изображением, а мебель совсем необязательно должна быть по-настоящему ржавой и поцарапанной — для этого дизайнеры применяют технику искусственного состаривания.
Надоел, но ещё долго будет популярным
Несмотря на большое количество положительных качеств и актуальность индустриального дизайна в современном обустройстве жилья, офисов и общепита, эксперты утверждают, что лофт успел надоесть и россиянам.
Григорий Абубекиров считает, что стиль начал приедаться уже после того, как стал сверхпопулярным. Большая часть общественных пространств, квартиры, офисы и другие помещения стали иметь хоть самую малую долю мебели и декора в индустриальном духе.
Оформление в таком стиле требует большого пространства. Напомним: в 1940-е годы лофт зарождался в производственных цехах и на верхних этажах промышленных зданий, которые предполагают несколько десятков, а то и сотню квадратных метров, широкие и большие окна, высокие потолки.
В современных реалиях многие молодые люди (целевая аудитория дизайна индустриального стиля) не могут себе позволить квартир больших площадей, а некоторым это попросту не нужно. Иметь такое жильё, по их мнению, как минимум невыгодно. Кроме того, строительные компании, понимая особенности таких потребителей, всё реже наполняют новостройки подобными планировками. Теперь в тренде небольшие студии с потолками не выше трёх метров. Тогда зачем в маленькой комнатке устанавливать грубую металлическую мебель и объёмные светильники, как на заводе?
Впрочем, мнения на этот счёт разные. Начальник мебельного производства ГК «Дешёвая мебель» Андрей Виноградов, например, уверен: для лофта годится квартира даже самой заурядной планировки. Деревянная мебель с имитацией грубой, необработанной доски, плюс металлические полки, лампы на длинных шнурах и отсутствие штор — всё, что потребуется для индустриальной атмосферы.
«Этот стиль будет популярен, скорее всего, ещё несколько лет, так как он только начинает завоёвывать нашу широкую аудиторию. В новых квартирах это и вовсе идеальный вариант для совмещения практичности, простоты и современного вида помещения», — считает ведущий маркетолог компании Loft&Home Дарья Вишневская.
Кроме того, даже если в жилье лофт станет неактуален, ему всегда будет место в сфере общепита, и на это есть ряд причин. Кафе, рестораны и бары обычно представляют одно большое открытое пространство, что идеально подходит под этот стиль. Многие владельцы заведений считают, что использование лофта позволяет сделать помещение привлекательным с меньшими затратами, при этом, что крайне полезно для мест, где собирается множество людей, деревянная и металлическая мебель практически неубиваема. И, конечно, важна эстетическая сторона вопроса. Как передаёт портал iBoost23, многие посетители кафе и баров предпочитают проводить время в нетривиальной обстановке. Так они могут не только расслабиться, но и получить вдохновение, а напоследок ещё и сделать концептуальное фото для социальных сетей.