Фото: unsplash.com/@markusspiske

Выиграть на «растаможке»: как правильно оформить мебельные грузы на таможне

Просторечное сокращение официального понятия «таможенное оформление» кажется очень забавным, хотя, когда занимаешь самим процессом, становится совсем не до смеха. Потому что, оформляя мебель на таможне (не важно, на ввоз или вывоз), необходимо учесть массу нюансов и не ошибиться, потому что за просчёт потом придётся поплатиться рублём. Так если есть вероятность «попасть» на лишние деньги, стоит ли заниматься этим самостоятельно? Попробуем разобраться.

Для начинающих

Допустим, мебельщик только начал иметь дело с таможней. Тогда нужно предварительно зарегистрировать свою компанию как участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Для получения статуса участника ВЭД также нужно собрать ряд документов, но процедура будет единоразовой. (Таб. 1).

Для юридического лицаДля ИП
• учредительный договор или
протокол собрания учредителей
о создании организации или
решение о создании общества;
• устав компании;
• выписка из ЕГРЮЛ;
• свидетельство о государственной
регистрации (ОГРН);
• свидетельство о постановке
на учёт в налоговом органе (ИНН);
• справка из Госкомстата
(или уведомление Госкомстата);
• справка из банка об открытии
счетов (не старше 1 месяца,
обязательно указать ОКПО банка);
• приказ о назначении
директора (скан);
• приказ о назначении
бухгалтера (скан);
• свидетельство о внесении в единый
государственный реестр (для фирм,
зарегистрированных до 2010 г.)
• паспорт с пропиской (скан);
• свидетельство о регистрации
ИП (ЕГРИП);
• свидетельства о постановке
на учёт в налоговом органе (ИНН);
• справка из Госкомстата;
• справка из банка об открытии
счетов (не старше 1 месяца,
обязательно указать ОКПО банка)
с реквизитами банка.
Таблица 1. Перечень документов для первичной регистрации

Регистрируют компанию обычно в течение 5 дней. Срок действия — год. И по истечении этого времени для перерегистрации на таможенный пост нужно повторно подать те же виды документов, с учётом произошедших за год изменений.

Кто-то может сказать, что получение статуса участника ВЭД необязательно. Это так. Отсутствие УК ВЭД по закону не будет служить причиной для отказа в прохождении таможенной процедуры. Однако стоит помнить: что, пересекая границу, товар подлежит декларированию, требует оформления целого пакета бумаг для каждого случая ввоза-вывоза товаров. Карточка участника ВЭД значительно упрощает процесс прохождения таможни: идентификация сокращает количество необходимых бумаг при оформлении каждой партии товара.

Также необходимо заключить договор об услугах склада временного хранения (СВХ), на котором будет проходить таможенное оформление. И так как многие службы сегодня переходят на электронный документооборот, не будет лишним завести электронно-цифровую подпись.

Бумаг нет — ввоз закрыт

Отметим список бумаг, необходимый для импорта. В зависимости от типа товара, страны-поставщика, транспорта, на котором перевозят груз, и других факторов перечень может меняться,
но есть те, без которых ввезти груз в страну не получится:
• внешнеэкономический контракт на русском и английском языках (необходимо, чтобы был указан язык оригинала, чтобы избежать разночтений);
• паспорт сделки;
• инвойс — платёжный документ, содержащий подробную информацию о грузе и условиях его поставки и оплаты;
• упаковочный лист — где есть данные о количестве, весе, объёме товара на русском и английском языках;
• сертификат происхождения товара.

Коды ТНВЭД

Именно этот момент (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) вызывает у людей при оформлении документов больше всего трудностей. Неточное определение кода ТНВЭД, характеристики и стоимости товара приводит к тому, что ставка рассчитывается неверно.
Специалисты Федеральной таможенной службы выделили две основные позиции для мебельщиков.

«В товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется «Мебель для сидения, трансформируемая или не трансформируемая в кровати, и её части».

Согласно Пояснениям к товарной позиции 9401 (при условии соблюдения упомянутых в пояснениях к данной товарной позиции исключений) в неё включаются все предметы для сидения (включая сиденья для транспортных средств, если они соответствуют условиям, оговорённым в примечании 2 к данной группе), например: шезлонги, кресла с подлокотниками, складные стулья, палубные кресла, высокие стулья для младенцев и детские сиденья, предназначенные для закрепления на спинках других сидений (включая сиденья транспортных средств), кресла-качалки, скамьи, кушетки (включая кушетки с электрообогревом), диваны, софы, оттоманки и аналогичные предметы, табуреты (такие как табуреты для фортепиано, табуреты для чертёжников, машинисток и подножки стульев двойного назначения), сидения со встроенной акустической системой, предназначенные для использования с консолями и оборудованием для видеоигр, телевизионными или спутниковыми приёмниками, а также с проигрывателями DVD, музыкальных CD, MP3 или видеокассет.

В товарную позицию 9403 ТН ВЭД ЕАЭС включается «Мебель прочая и её части». Согласно Пояснениям, в данную товарную позицию включаются мебель и её части, не относящиеся к предыдущим товарным позициям. В неё включается мебель общего назначения (например, шкафы для посуды, витрины, столы, подставки для телефона, письменные столы, секретеры, книжные шкафы, другая мебель с полками (включая отдельные полки, представленные с крепежом для фиксации их на стене) и т. д., а также мебель специального назначения.

Классификационными признаками данных товарных позиций наиболее часто являются: материал изготовления, назначение, область применения, габаритные размеры и конструктивные особенности».

Если мебельщик занимается ввозом или вывозом сопутствующих товаров, то для них существуют отдельные позиции. (Таблица 2). Также стоит помнить, что все коммерческие партии мебели подлежат подтверждению декларации соответствия или сертификации, а также проверке на интеллектуальную собственность.

Код 9404Основы матрацные; принадлежности постельные и аналогичные изделия меблировки (например, матрацы, стёганые одеяла, стёганые одеяла пуховые, диванные подушки, пуфы и подушки) с пружинами или набитые любыми материалами или состоящие из пористой резины или пластмассы,
с покрытием или без покрытия.
Код 9405Лампы и осветительное оборудование, включая прожекторы, лампы узконаправленного света, фары и их части, в другом месте не поименованные или не включённые; световые вывески, световые таблички с именем, или названием, или адресом и аналогичные изделия, имеющие встроенный источник света, и их части, в другом месте не поименованные или не включённые.
Код 9402Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (например, операционные столы, столы для осмотра, больничные койки с механическими приспособлениями, стоматологические кресла); парикмахерские кресла и аналогичные кресла с приспособлениями для вращения и одновременно для наклона и подъёма; части вышеупомянутых изделий.
Таблица 2

И учитывайте, что периодически может меняться размер пошлин. Оптовые поставки мебели из стран Таможенного союза освобождаются от пошлин.

Так нужен ли помощник?

Исходя из такого количества нюансов, видно, что полностью самостоятельно этот вопрос точно не решить. Мебельщики, которые постоянно имеют дело с таможней, всё же нанимают себе в штат сотрудников, понимающих в этих вопросах.

Обычно это бухгалтер с соответствующим опытом внешнеэкономической деятельности; декларант — специалист по таможенному контролю; менеджер, работающий с иностранными партнёрами.

Но бывает, что поставки осуществляются нерегулярно, и тогда содержать отдельного специалиста вроде бы и нерентабельно. В таком случае можно воспользоваться услугами таможенного брокера.
Отметим, чтобы не переплатить из-за недочётов в оформлении, лучше доверить решение таких вопросов специалистам и самостоятельно таким не заниматься.

Цены на услуги зависят от комплекса услуг, таможенного коридора и ещё целого ряда факторов.
Но не стоит ориентироваться только на цену, потому как небольшие суммы за свои услуги просят только «чёрные брокеры». Они не страхуют свою деятельность, не оплачивают таможенные платежи и, самое главное, — их нет в Реестре таможенных брокеров.

Часто они обещают снизить таможенные платежи, но осуществляют эту процедуру за счёт фальсификации данных в документах — занижают вес, количество и стоимость продукции, изменяют код, страну происхождения партии товара.

Кроме того, «чёрные брокеры» часто используют поддельные контракты от фирм-однодневок. Плюс, в отличие от своих «прозрачных» коллег, которые ведут таможенное декларирование от своего имени, нелегальные специалисты совершают все действия от имени клиента.

И как только возникают проблемы — скрываются, бросая нанимателя самого «расхлёбывать» последствия.

Дополнительная рекомендация

Федеральная таможенная служба рекомендует ещё один вариант решения проблемы.

«Для упрощения процедур таможенного декларирования в части классификации товара
в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС заинтересованное лицо вправе заблаговременно до ввоза товара на территорию Евразийского экономического союза обратиться в региональное таможенное управление с заявлением о принятии предварительного решения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Порядок предоставления таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров определён Административным регламентом, утверждённым приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760 (далее — Административный регламент).

Пунктами 22—28 Административного регламента определён исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

Для повышения качества представляемой таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений ФТС России разработаны «Методические рекомендации по подготовке заявления о принятии предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД в ФТС России, РТУ и ЦЭТ» от 26.11.2014, которые содержат рекомендации по подготовке документов и (или) иных сведений о товаре, необходимых к представлению в таможенный орган.

Приказом ФТС России от 24.09.2012 № 1907 определены таможенные органы, уполномоченные выдавать предварительные решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи со вступлением в силу 22.11.2014 Федерального закона от 22.10.2014 № 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» за принятие предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС взимается гос. пошлина в размере 5000 рублей.

Платёжное поручение для перечисления государственной пошлины (далее — платёжное поручение) заполняется на каждый товар (артикул, модель, модификацию), по которому будет приниматься предварительное решение по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС».

Преступление и наказание

В 2018 году ФТС выявила наиболее распространённые схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и других платежей. Самая частая — попытка занизить таможенные пошлины, предоставив недостоверные данные о ввозимой или вывозимой продукции.

Все эти нарушения выявляются в ходе проверки на таможне. Могут назначить комиссию и организовать проведение дополнительных экспертиз. После расследования оплата корректируется и назначаются штрафы за несоблюдение правил. Всё это время товар находится на складе и не выпускается в страну до устранения всех ошибок. То есть нарушитель просто-напросто теряет деньги и время.

В случае обнаружения серьёзных нарушений груз конфискуют. И нужно помнить, что таможня вправе осуществить проверку в течение трёх лет после выпуска таможенной декларации. Если в ходе проверки будут найдены нарушения, то декларант привлекает к административной ответственности, платежи доначисляются с учётом пеней.

В зависимости от тяжести нарушений применяют различные разновидности административных наказаний. (Таблица 3). Основная причина для привлечения к уголовной ответственности в рамках таможенной деятельности — контрабанда.

ПредупреждениеВыносят в письменном виде на основании решения руководителя таможенной службы или его заместителя.
ШтрафФизлица могут быть оштрафованы на сумму до 5 тыс. руб., должностные лица — до 50 тыс. руб., юридические лица —
до 1 млн руб.
Также с виновных может взиматься стоимость товара, перемещённого с нарушениями, сумма задолженности по платежам, выручка от реализации незаконно ввезённой продукции.
КонфискацияКрайняя мера, которая может быть реализована только
по решению суда.
Таблица 3

Справка
Выгрузить статистическую информацию можно на сайте ФТС России по следующей схеме: «Таможенная статистика внешней торговли» — «База данных таможенной статистики внешней торговли» — «Анализ данных». Для определения кода ТН ВЭД ЕАЭС необходимо перейти на сайт Евразийской экономической комиссии (Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования) — «Важная информация» — «ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС».
Также подробную информацию вы можете найти в разделе «Таможенная статистика внешней торговли» — «База данных таможенной статистики внешней торговли» —
«Документы ТС ВТ».

Справка
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807 ФТС России совместно с ФНС России под руководством Минфина проводит эксперимент по внедрению национальной системы прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

В рамках проведения эксперимента к категории товаров, подлежащих прослеживаемости, отнесена в том числе и металлическая мебель. Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, определён постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807.

Справка
По общей системе налогообложения юридическое лицо (ООО) может возместить НДС, который был уплачен на таможне, а индивидуальный предприниматель этой возможности лишён. Таким образом, его расходы при перемещении товаров через границу возрастают на 18%

Благодарим за помощь в подготовке материала Федеральную таможенную службу России

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!