Мебельная кромка
Фото: Мария Бобова

Мебельная кромка: как развивается ниша на современном мебельном рынке

Один из важнейших элементов мебельной фурнитуры — кромка. Являясь обязательным атрибутом при изготовлении современной качественной мебели любого сегмента, она тем не менее живёт по совершенно иным законам. Насколько сильно кромочная лента подстраивается под моду «плиточную»? Как часто в этой нише обновляется ассортимент и появляются новые разработки? Обсудили вместе с коммерческим директором ООО «Евростиль» Антоном Коневцом.

Антон Коневец
Коммерческий директор ООО «Евростиль» Антон Коневец

— АБС, меланин, ПВХ, врезная и накладная кромка — это уже, можно сказать, классика. Расскажите о самых «свежих» кромочных разработках.

— Из относительных новинок в кромочных материалах на мебельном рынке можно выделить технологию нанесения кромок с помощью лазера. Этот метод позволяет вообще отказаться от использования клея, за счёт того, что приклейка происходит путём расплавления обратной стороны кромки.

Клеевой шов отсутствует, и возникает эффект монолитного соединения между плоскостью и кромкой. Также по сравнению с традиционным приклеиванием снижается энергопотребление оборудования.

Технология не получила массового распространения из-за её дороговизны: помимо недешёвых станков, используется специальная кромка немецкого производства, которая значительно дороже обычной ПВХ или АБС-кромки. Более того, у неё нет более доступных аналогов китайского производства. Эта технология получила применение только в производстве мебельных фасадов из пластика и акрила, которые относятся к сегменту «средний плюс» и премиум.

— Вы сказали «относительная новинка», а появилась ли за последние год-два кромка из каких-нибудь новых материалов? Или кромочная промышленность, как и клеевая, достаточно консервативная?

— Существование кромки, в принципе, обусловлено необходимостью закрывать не покрытые ламинированной бумагой торцы ЛДСП, из которых происходит эмиссия формальдегида. Со временем стали активнее применять технологии вакуумного прессования и постформирования, чтобы уйти от этих открытых торцов. Однако с учётом дороговизны используемых материалов эти методы применяют в основном только для производства мебельных фасадов.

Консервативность кромочных материалов вызвана попыткой любой ценой снизить себестоимость продукции. Мебель из ЛДСП является самой бюджетной, поэтому новинки в кромочных материалах появляются редко. Крупные серийные производители попросту не рассматривают изменений в сторону удорожания продукции.

Хотя, если бы сейчас вдруг вышла ноу-хау технология обработки кромки каким-нибудь супердешёвым материалом, все серийные мебельщики, безусловно, перешли бы на неё.

— С учётом того, что технологические новинки в этой нише достаточно редкие, как часто в таком случае в сегменте кромки необходимо вводить новые стилистические коллекции? И насколько серьёзна в этом отношении зависимость от производителей плит?

— Новинки цветов и отделок на кромочном рынке, конечно же, не могут появляться отдельно от новинок производителей плит. Все изготовители ЛДСП для увеличения доли продаж на рынке постоянно вводят новые коллекции. Крупные «плиточники» не заботятся о том, будут ли проблемы у мебельщиков с подбором кромки под новые цвета.

В дорогом сегменте клиентоориентированность выше: например, немецкие производители кромок сразу же делают подбор цвета новинок ЛДСП. Однако и цена в этом случае в разы выше, чем у китайских аналогов. Поэтому серийные производители мебели вынуждены ждать подбора этих новинок от российских компаний, импортирующих кромку из Китая.

— Пандемия как-то сказалась на вашей нише?

— Пандемия повлияла больше на производителей плитных материалов, но тем не менее запланированные выходы новых линеек ЛДСП в 2020 состоялись. Российские производители и импортёры кромок так же продолжили вводить новинки в свой ассортимент.

— Тогда пройдёмся по модным тенденциям. Какие кромочные цвета и текстуры в тренде в 2020-2021 году?

— В Россию тренды из Европы приходят с запозданием, эти направления давно известны, наверное, самое большое распространение получило направление лофт. Это декоры под необработанное ОСП, бетоны и др.

Статистику по использованию кромок делают серийные производители мебели, которые очень консервативны. Они вводят новые цвета, но массового распространения те не получают. В топе по-прежнему кромка белая, венге, бежевая, ясень шимо, орехи, буки. В то же время производителей мебели на заказ используют очень много новинок под дерево и камни.

— Как общемировая тенденция на экологичность отражается на кромочном рынке?

— Несмотря на появление экологичных материалов для изготовления кромок, таких как, например, полипропилен, повторюсь, что из-за отсутствия жёстких требований к экологичности и безопасности для массовой серийной мебели эконом-сегмента производители не заинтересованы в удорожании себестоимости продукции.

Цена на кромку для бюджетного «серийщика» остаётся основополагающим фактором, и большинство из них работают на кромочных материалах китайского производства.

— Выходит, что Германия в нише кромок — это законодатель мод и представитель премиум-сегмента, а Китай, скажем так, отвечает за бюджетное направление. Есть какие-то ещё страны-лидеры в производстве мебельной кромочной ленты?

— Как и в случае со многими другими товарами производители кромок сегментируются схоже — похвастаться самой широкой коллекцией, подбором под все декоры новинок всех известных производителей ЛДСП могут только немецкие и итальянские производителей кромки, но цена у них самая высокая на рынке. Более дешёвые, но хорошего качества кромки производят в Польше и Турции. Но самый большой объём кромок, конечно же, у китайских производителей. Качество таких кромок оставляет желать лучшего, но учитывая ценовой фактор, у серийных производителей просто нет альтернативы.

— А отечественная кромка?

— Отечественная кромка, к сожалению, распространена слабо, хотя для её производства на 90% используется отечественное сырьё. Это вызвано тем, что российских производств немного по сравнению с Китаем, и их производственные мощности не сопоставимы. Но с каждым годом количество отечественных производств растёт, и мы надеемся, что в будущем они будут завоёвывать всё большую долю рынка кромок.

Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!