Конференц-зал
Фото предоставлено ТД «Решение» (бренд «Армер»)

Мебель как оборудование

Что это может быть: стул, который сверлит отверстия ножками, или диван-пресс? Для традиционного мебельного бизнеса это звучит забавно. Однако всё проще и в то же время сложнее. Что если мебель является обязательной и неотъемлемой частью контролирующих систем предприятия?

И от её конструкции и эргономики зависит не только здоровье сотрудников, но и безопасность технических процессов на добывающих и химических производствах. Продолжая погружаться во вселенную узкоспециализированных ниш, поговорим о диспетчерской операторской мебели с генеральным директором ТД «Решение» (бренд «Армер») Сергеем Васильевым.

Сергей Васильев
Генеральный директор ТД «Решение» (бренд «Армер») Сергей Васильев

— Сергей Олегович, расскажите, что вообще представляет собой операторская мебель для диспетчерской?

— Подобный продукт даже не всегда можно назвать мебелью, я бы сказал, что это больше оборудование. Говоря простыми словами, это комплекс конструкций, который необходим для того, чтобы правильно разместить многочисленную необходимую технику на месте диспетчера атомного, химического или добывающего производства: это и большое количество мониторов, и коммуникационное и IT-оборудование.

— Если придвинуть несколько офисных столов вплотную друг к другу, также получится конструкция с достаточной площадью, чтобы уместить несколько мониторов и весь комплекс диспетчерской техники. Добавим сюда классическое офисное кресло. Такой комплект наверняка получится в разы дешевле.

— Техники не просто много, а порой очень много. Мы занимаемся не только изготовлением такой продукции, но и оснащением уже организованного рабочего места, поэтому я могу сказать, что там нужен не один монитор и не два, и порой даже не три. А, например, 14 — это самое большие количество, что мы устанавливали. И это не считая дополнительных устройств связи и контроля.

Если вы попробуете установить весь этот набор на обычные столы, это будет как минимум странно. Хотя, конечно, в России много умельцев, которые могут такое осуществить. Только стоит обойти вокруг такого стола, и с тыльной стороны вы увидите огромные неопрятные и запутанные клубки проводов, которые впоследствии не раз вызовут массу затруднений. Стоит ли до такого доходить, если есть специализированный продукт, позволяющий учесть все эти особенности?

— Обеспечение эстетики — это не единственное преимущество, которое дают такого рода изделия?

— Конечно! Любое рабочее место, оснащённое каким-либо оборудованием, должно быть в первую очередь практичным и эргономичным. Если вы изучите операторскую мебель, то увидите большие технические отсеки, в которые как раз можно спрятать все системные блоки и провода. И это будет не только аккуратно, но и надёжно: оператор не будет в них путаться, рискуя случайно выдернуть один из важных кабелей. Это если говорить о практичности.

Эргономика обеспечивает максимальный комфорт для оператора. Безусловно, этот фактор важен и для традиционной мебели, но в нашем случае мы говорим о промышленных предприятиях. И я подчеркну, что от удобства сотрудника диспетчерского пункта зависит бесперебойность технологических процессов и зачастую безопасность других работников. Оператор должен быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить какое-либо отклонение в показателях, предупреждающее, условно, об аварии.

— Что именно в конструкции мебели способно эту эргономику обеспечить?

— В данном случае важна любая мелочь. Необходимо, чтобы столешницы были тактильно приятными, с идеально плавными линиями — ничто не должно царапать руки. Должна быть возможность удобно положить и расположить локти, не затрагивая ничего из техники. Все экраны обязательно должны находиться на правильном расстоянии от глаз. Под стол дополнительно могут монтироваться распределительные шкафы, корпуса и тумбы.

Уже лишь из этих деталей складывается такая серьёзная вещь, как удобство и комфорт конкретного сотрудника. Если говорить о стульях, то их используют значительно чаще и интенсивнее, чем офисные, — в круглосуточном режиме. Поэтому их металлическая конструкция и крестовина выдерживают нагрузку до 150 кг.

Но можно ведь пойти дальше. Например, мы тщательно следим за европейским опытом и активно используем в своей продукции электроподъёмные механизмы. Столешницу можно регулировать по высоте в широком диапазоне от 750 до 1400 мм от уровня пола, что позволит сотруднику менять положение в течение смены. С учётом этого момента в стол монтируют специальные кронштейны, которые подстраиваются под вес монитора и позволяют оператору удобно настроить экран из любого положения.

Некоторые крупные компании включают в свои стандарты требования того, чтобы закупаемые диспетчерские столы в обязательном порядке содержали в своей конструкции такие механизмы.
В принципе, у производителей достаточно большое поле для творчества — ассортимент в этой нише разноплановый.

— Раз ассортимент большой, выходит, что и конкуренция серьёзная? Какие отрасли более всего обеспечивают спрос?

— Действительно, рынок достаточно конкурентный, но это и хорошо. Каждый старается выделиться, и в итоге у разных производителей могут быть совершенно разные конструкции.
Отраслей, заинтересованных в такой продукции, достаточно: это и нефтегаз, и химические и транспортные предприятия.

Поэтому, помимо конструкторских особенностей, в нашей нише всегда необходимо учитывать определённые потребности предприятия, на которое такое оборудование будут устанавливать.

Офисная мебель
Фото предоставлено ТД «Решение» (бренд «Армер»)

— Какие именно? В чём это выражается?

— Везде применяют свой набор требований. В некоторых отраслях наподобие атомной перечень значительный: необходимо, чтобы мебель прошла ряд испытаний, а потом и приёмку на самом предприятии непосредственно перед монтажом. Мебель должна соответствовать необходимым параметрам сейсмостойкости, электромагнитной совместимости, электростатики и т. д.

— Тем не менее наши коллеги из журнала «Добывающая промышленность», побывавшие на множестве рудников и карьеров, заметили, что диспетчерские пункты значительной части предприятий даже близко не оснащены подобной мебелью. Выходит, это направление — некий недавний тренд, пришедший с Запада? Может быть сейчас интерес к такому оборудованию начинает расти?

— Нет, это не недавний тренд и нельзя сказать, что он пришёл из-за рубежа. Там отличаются подходы, но назвать западные страны основоположниками нельзя. Возьмите, например, атомные станции. Думаю, вы знаете, что Россия в этом направлении имеет серьёзный многолетний опыт — там используют исключительно специализированную мебель и никак иначе. Со стороны этого сегмента интерес всегда стабильный.

Разве что, безусловно, в Европе эта ниша куда более развита, и там руководители предприятий куда лучше понимают важность такой продукции. В случае же нашего рынка нам действительно часто приходится разъяснять некоторым компаниям то же самое, что я сейчас объясняю вам.

— На ваш взгляд, что могло бы больше популяризировать диспетчерскую мебель? Возможно, стоит прописать её как обязательную в ряде сопроводительных документов и ГОСТов?

— Непростой вопрос. Как я говорил выше, на уровне некоторых компаний и отраслей, действительно, прописывают установку операторской мебели для диспетчерской как требование. Потому что в их случае слишком многое поставлено на кон — там не будут пренебрегать даже тем, что на первый взгляд кажется необязательным пунктом. Однако повсеместно это не пропишешь.

Что касается предприятий, которые используют неприспособленные изделия. Вероятно, надо больше эту продукцию популяризировать, а также прививать культуру производства и отношения к персоналу, к людям, которые работают на объекте. Когда руководители пересмотрят своё мнение по этому вопросу, тогда, возможно, что-то поменяется и все начнут повсеместно переходить на специализированные изделия. Мы же продолжим работать с теми компаниями, для которых это интересно и важно.

Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!