Мебельное ПО
Фото: freepik.com

На волне программного обеспечения: о специализированном по для мебельщиков

Кажется, что о специализированном софте для мебельщиков сказано уже предостаточно, да и все данные будут перекликаться между собой. Но сферы IT и программирования — одни из самых стремительно развивающихся. Поэтому, сколько ни говори на эту тему, будут возникать новые данные и вопросы. Например, когда появится максимально универсальный мебельный софт, совмещающий в себе и конструктор, и дизайн-программу для салона, и планировщик продаж?

Можно ли освоить мебельное ПО без специального обучения методом «научного тыка»? И какие ошибки совершают мебельщики, работая со специализированными программами? Обо всём этом нам рассказал генеральный директор «ПолиСОФТ Консалтинг» Андрей Пронько.

Андрей Пронько
Генеральный директор «ПолиСОФТ Консалтинг» Андрей Пронько

— Как бы вы классифицировали специализированное ПО? Какие виды бывают?

— В целом я бы разделил специализированный софт на две категории.

Первая — системы проектирования, так называемые системы CAD/САПР. То есть мебельные программы, позволяющие при помощи специальных инструментов создавать как отдельные элементы мебели, так и целые комплекты и даже интерьеры. Важно, что в результате работы в данной системе проектирования мы не просто получаем сам проект и красивую итоговую картинку, но и полный комплект отчётно-производственной документации (отчёты, смету, чертежи деталей, карты кромления и раскроя, схемы сбора, системы присадок и т. д.).

Параллельно к задаче системы проектирования и дизайна можно также отнести и автоматизацию работы менеджера с покупателем (заказчиком) в мебельном салоне. В этом случае, наряду с задачей быстро показать покупателю итоговую реалистичную картинку, рассчитать цену и оформить заказ, большую роль играет обеспечение максимальной простоты работы менеджера и максимального ограничения возможности появления ошибки.

Это крайне важно потому, что, во-первых, как правило, менеджер в салоне не обладает квалификацией конструктора, а во-вторых, работает в режиме жёсткого ограничения во времени.

Таким образом, в первую категорию (системы дизайна и проектирования) входят программы, прорабатывающие принятый заказ (сформированный проект) от его получения в мебельном салоне до полной подготовки всей отчётно-производственной документации.

Вторая, принципиально другая категория — системы учёта и управления на предприятии. Поясню. Система проектирования занимается отдельным проектом (заказом), подготавливая его к производству, но не занимается общей картиной задач и процессов на предприятии в целом.

Заказы могут приниматься в разных торговых точках. У них разные сроки изготовления. Под эти заказы требуется резервирование материалов и комплектующих на складе. В том случае, если материалов на складе недостаточно, требуется решать вопросы снабжения.

Не меньше управленческих задач и на стадии производства. Да, система проектирования подготовила производственную документацию по каждому проекту. Но в какой последовательности следует выполнять эти заказы? Какая последовательность операций должна быть проведена? Как обеспечить оптимальную загрузку оборудования? Как правильно получить производственную себестоимость и т. д.? Отдельные вопросы — это финансовая аналитика и мониторинг производственных процессов. Всё это призвана решать система управления.

Подобные задачи просто не могут быть решены на базе упомянутых ранее систем проектирования (систем CAD/САПР). Системы управления должны быть построены на принципиально иной технологии — технологии системы управления базами данных (СУБД).

Конечно, и у систем управления существуют различные подвиды.

— Расскажите подробнее о подвидах.

— Среди систем управления их очень много. К таким подвидам относится популярный класс программ — CRM (управление отношениями с клиентами), ERP (планирование ресурсов предприятия), MESS, PLM (система управления жизненным циклом изделия) и т. д. Есть программы, которые совмещают в себе все вышеперечисленные функции.

Если мы говорим про подвиды систем проектирования, то опять же существуют программы, которые решают узкие задачи. Есть программы исключительно для работы менеджера в мебельном салоне, не затрагивающие задачи подготовки к производству, и наоборот.

Самое важное, чтобы эти инструменты могли между собой взаимодействовать в единой системе.

К сожалению, часто приходится встречать ситуацию, при которой в мебельном салоне установлено одно программное обеспечение, а у конструкторов другое. Как правило, эти разные программы между собой не стыкуются. А при этом принятый заказ должен пройти все стадии обработки.

В результате мы получаем ситуацию, при которой один и тот же заказ сначала создаётся (проектируется) в одной программе в мебельном салоне, затем заново выполняется в другой системе проектирования у конструктора. Понятно, что в этом случае выполняется двойная работа.

А если конструктору следует что-то исправить в заказе и заново согласовать эти исправления с заказчиком, то и тройная работа и т. д. Стоит ли говорить о том, что вероятность появления ошибок и, как следствие, последующих рекламаций при такой работе существенно возрастает?

Таким образом, в рамках каждой из указанных систем — система проектирования и система управления — все задачи должны решаться в единой программе, чтобы избежать эффекта лоскутного одеяла и вышеперечисленных проблем.

— Можно ли обойтись только одним классом программ, то есть, возможно, одну категорию программ направить на выполнение иных задач?

— Как мы отметили ранее, системы управления и системы проектирования созданы на основе принципиально разных технологий. И полноценно решить, условно, задачу управления складом на базе системы САПР невозможно.

Приведу более обыденный пример. Word, в принципе, может работать со сложными таблицами, но это и дольше, и сложнее. Для работ со сложными таблицами существует Excel. Пироги должен делать пекарь, а сапоги — сапожник, так же в случае с системами управления и проектирования.

— Технологии сегодня развиваются быстро. Возможно, уже существует тестовая версия программы, которая может совмещать в себе системы управления и проектирования и решать максимальный комплекс задач?

— Мы такое фантастическое ПО называем «большая зелёная кнопка с надписью «Счастье».

Даже в теории такой единой программы не может существовать, так как указанные задачи решаются на основе совершенно разных технологий. Теоретически можно рассматривать возможность создания некой единой оболочки, которая (как общим чехлом) накроет две эти различные системы и обеспечит их взаимодействие. Но не совсем понятны задачи этой единой оболочки.

Тут надо говорить о другом — надо продолжать работать над тем, чтобы системы проектирования и системы управления ещё лучше взаимодействовали друг с другом и наиболее полно использовали данные друг друга.

— Хорошо, возможно, тогда существует софт, который способен решать максимум задач без вмешательства человека? Программа, которая способна сама сортировать информацию, а к оператору обращается только в неординарных случаях?

— Такие интеллектуальные элементы есть и в системах проектирования, и в управленческой части. То есть в программах действуют алгоритмы, по которым машина сама выбирает те или иные схемы и действия, и только в каких-то нестандартных случаях приходится подключаться человеку.

Нельзя сказать, что такую прорывную технологию придумал какой-то один производитель и она есть только в какой-то одной программе. В каждой системе сегодня постепенно появляются алгоритмы, позволяющие уменьшить необходимость тех или иных расч¸тов и измерения со стороны специалиста — система сама рассчитывает соответствующие параметры по заранее установленным алгоритмам.

— Европейские программы, наверное, в этом плане развиваются быстрее наших?

— Как ни странно это прозвучит, но, с нашей точки зрения, в этом вопросе никакого преимущества зарубежное мебельное программное обеспечение не имеет.

Более того, в большинстве случаев зарубежное мебельное программное обеспечение просто не подходит для решения задач на большинстве отечественных предприятий.

— Сложность ведь не в языке интерфейса (это не проблема), а в чём же? В сервисном обслуживании?

— Вопрос сервисного обслуживания тоже очень важен. В том случае если вы используете зарубежное программное обеспечение, очень часто в России присутствует лишь коммерческое представительство. Они готовы продемонстрировать и продать программу — и иногда ответить на типовые вопросы. Однако в том случае, если возникают какие-либо существенные вопросы или пожелания по доработке программного обеспечения, предлагают обращаться к зарубежным разработчикам.

Конечно, это неудобно и в связи с тем, что ответа приходится ждать долго, и в связи с некоторыми языковыми вопросами при попытке объяснить детали. Однако не эта проблема наиболее существенна.

Причина в другом — зарубежный софт, как правило, недостаточно приспособлен к реалиям нашего мебельного рынка. Известные нам подобные зарубежные программы функционируют на крупных предприятиях, работающих с типовой, серийной мебелью. Но ведь у нас большинство мебельщиков работают на заказ. В таких случаях эти большие западные системы, как правило, очень неповоротливы.

Поэтому, как показывает практика, на данный момент на российском мебельном рынке более эффективно использовать отечественное программное обеспечение. Разное — я специально не акцентирую внимание только на продуктах нашей компании.

— Как формируется цена на мебельное ПО?

— У всех по-разному.

С нашей точки зрения (как было сказано выше), правильнее говорить о комплексном решении в рамках одного типа программ. То есть в том случае, если мы говорим о системе проектирования, то правильнее представлять пользователю программный пакет (и его стоимость), включающий в свой состав всю необходимую функциональность для обработки проекта.

В других системах часто предлагают приобрести базовую программу, а затем докупать к ней дополнительные модули.

С одной стороны, это позволяет пользователю приобретать лишь те компоненты, которые ему требуются. Однако достаточно редко при проектировании мебели не требуется, например, раскрой или смета. В результате пользователь вынужден докупать эти модули, что, естественно, приводит к увеличению стоимости программного обеспечения. В итоге пользователь изначально видит одну цену (обращая внимание на стоимость базового программного обеспечения), а в результате получает совсем другую. На наш взгляд, это не очень удобно. Мы выдаём стоимость программного пакета, включающего в себя все необходимые функции.

Некоторые поставщики (как правило, зарубежные) связывают стоимость программного обеспечения с курсом валют. Но могу сказать, что российские продукты, как правило, не следуют напрямую за колебанием курса. У нас, например, цена последний раз менялась в 2015 году. Мы стараемся цены держать как можно дольше, потому что основные наши клиенты — небольшие и средние компании, перед которыми финансовый вопрос часто стоит довольно остро.

— А какие ошибки чаще всего совершают клиенты при работе со специализированными программами, например, неправильная установка, несоответствие оборудования?

— Такой проблемы, как неправильная установка, по сути, нет. Во-первых, сегодня большинство программ ставится очень просто. Во-вторых, мы всегда готовы помочь в этом вопросе, вплоть до установки с использованием удалённого доступа (однако такая необходимость возникает крайне редко).

А вот основная ошибка мебельщиков (она касается обеих категорий программ) заключается в том, что часто они воспринимают программу как волшебную палочку и ожидают от неё автоматического решения всех вопросов. Тогда как любое программное обеспечение — это всего лишь хороший инструмент, помогающий работать, но при этом не выполняющий всю работу за пользователя. Более того, для того чтобы этот инструмент помогал максимально эффективно, необходимо освоить основные принципы работы с ним — на это тоже требуется определённое время.

Можно провести такую аналогию: «Если вам выдали самые совершенные кисти, вы автоматически не стали великим художником — надо ещё учиться рисовать этими кистями». Другое дело, что очень часто даже великий мастер, не имеющий в своём арсенале качественного инструмента, не способен эффективно применить своё мастерство.

— Это касается обоих видов систем?

— Для систем управления есть своя особенность.

Если системы проектирования часто достаточно просто установить и после этого опытный пользовать может сразу начинать работать, то системы управления и учёта надо внедрять — то есть прописывать все процессы на предприятии.

Мы часто сталкиваемся с тем, что на предприятии в плане управления процессами нет чёткой структуры и порядка. В этом случае система автоматизации управления мало поможет. При попытке автоматизировать беспорядок мы не получим порядок — мы получим тот же беспорядок, только автоматизированный.

И одна из ключевых задач системы автоматизации управления предприятием как раз и состоит в том, чтобы выявить те места, в которых система работает неэффективно, предложить варианты исправления, а уж потом автоматизировать исправленную структуру процессов.

К сожалению, иногда встречаются ситуации, когда пользователь под воздействием эмоций и желания совершенствования приобретает программное обеспечение, а затем не может выделить время для его запуска и внедрения. И продолжает работать по старой схеме. В этом случае, конечно, приобретение программы ничем не поможет. Повторюсь, мало иметь хороший инструмент — его надо использовать, и при этом правильно и эффективно.

— И как много производств в России сегодня работают по старинке?

— Отмечу, что с каждым годом их становится всё меньше, но они по-прежнему есть. Я бы сказал, таких производство около 10% в стране. Они чертят, например, в общих системах проектирования, которые, по сути, представляют собой не автоматизированную программу, а более современный карандаш.

На предложение внедрить систему автоматизации они отвечают, что слишком заняты и им некогда этим заниматься. И мы пытаемся им объяснить, что они так сильно заняты именно потому, что не используют более эффективный инструмент.

У нас на сайте есть шутливая картинка, где два человека катят телегу на квадратных колёсах, а третий предлагает им взять круглое. На что те отвечают ему, мол, не мешай, мы слишком заняты. Вот она идеально обрисовывает ситуацию с некоторыми мебельщиками.

Люди крутятся как белки в колесе, выполняя кучу работы вручную, и у них нет времени остановиться и заняться вопросом модернизации, чтобы выйти из этого круговорота. А стоило бы внедрить автоматизацию и доверить программе решение той рутины, которую они сейчас вынуждены делать сами. Конечно, работы бы не стало меньше, но освободилось время для других, более важных вопросов.

— Возможно, люди думают, что для того, чтобы обучиться работе с программой, нужно много времени, посещение курсов. А можно ли освоить специализированное ПО самостоятельно, например, методом «научного тыка»?

— Повторюсь, большинство процедур сегодня можно совершить удалённо, в том числе вопрос обучения. Как правило, это делается достаточно быстро. Например, нашу систему проектирования люди изучают за 10–15 часов. Вместе с программным обеспечением поставляется большое количество учебных материалов (учебники, видеокурс, большее количество примеров). Постоянно действует бесплатная техническая и консультационная поддержка, позволяющая оперативно получить ответы на возникающие вопросы.

Кроме того, существуют и соответствующие учебные курсы, которые не просто предоставляют пользователю весь необходимый объём знаний и практических навыков, но также проводят сертификацию по итогам обучения, тем самым предоставляя руководству компании полный отчёт о знаниях обучившегося специалиста и (своего рода) гарантию того, что он не просто «прослушал» указанный курс.

Так что проблем с освоением программ на текущий момент не возникает. Главное — выделить на это время.

Большой редакционный материал про анализ рынка мебельного специализированного ПО читайте в журнале «Индустрия мебели» №4 (23) за июль-август 2019 года.

Беседовала Мария Бобова

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!