Конкурсы как элемент стратегического развития отрасли
В новостях мы иногда пишем про дизайнерские и мебельные конкурсы, которые проводят различные компании или ассоциации. Для дизайнеров это отличная возможность показать себя, пополнить портфолио и реализовать свой проект. А что такие мероприятия дают компании-организатору, ведь это дело непростое и затратное? Какие полезные выводы можно сделать по итогу «соревнования»? Об этом мы поговорили с членом жюри конкурса, директором по маркетингу и рекламе «Фабрики авторской мебели GS» Анной Чигирь.
— Расскажите подробнее о мероприятии, которое вы проводили.
— В марте 2018 года в рамках поиска новых идей и концепций современной мебели «Фабрика авторской мебели GS» запустила открытый конкурс в области предметного дизайна на создание проектов деревянных комодов. Участвовать могли как профессиональные или начинающие дизайнеры, так и студенты профильных вузов.
Согласно требованиям, к участию принимали дизайн-проекты деревянных комодов, ограничений по стилю не было. Проекты должны быть разработаны с учётом применения массива древесины, МДФ, шпона, стекла, зеркала.
Участники должны были предоставить не менее трёх изображений своего проекта. Как минимум одно из них должно было содержать презентационный вид изделия, а одно — ортогональные проекции с размерами. Остальные изображения на усмотрение участника. Основное требование — передать идею проекта наилучшим образом (материалы, цвет, фактура, конструкция, эргономика и т. п.). Кроме того, необходимо предоставить описание своего изделия, указав конструктивные особенности, перечень материалов и фурнитуры.
В жюри конкурса мы пригласили дизайнеров мебели, конструкторов, представителей мебельного производства, преподавателей профильных вузов. А один из проектов должны были выбрать подписчики наших групп в социальных сетях. Работы принимали до 20 мая, голосование длилось до начала июня и недавно мы определили победителя.
Хотя это было нелегко, на конкурс поступило 70 работ от 56 участников из России, Украины, Молдавии и Франции. Честно говоря, мы не ожидали такого большого количества работ от дизайнеров из России и Европы.
— При таком большом количестве проектов вы отметили какую-то общую стилистику или тенденцию работ участников? Увидели ли в предложенных работах последние мебельные тенденции?
— Во всех присланных работах можно выделить две основные тенденции: классику, в сочетании с традициями, и совершенно авангардные работы — комод-качели, комод, подвешенный к потолку, комод-будильник.
На мой взгляд, идеи, в основном, черпали из эмоций, которые переживает человек в современном мире. Это и порыв, и рвение в будущее, и, наоборот, желание вернуться в детство, к домашнему очагу.
Современные тенденции дизайна прослеживаются в работах. Это футуристические плавные формы: отсутствие углов, минимализм и незаметность мебели. Наравне с этим использование натуральных материалов в причудливых формах, например, овальный комод из единого полотна дерева.
— Как отличались работы наших дизайнеров и дизайнеров из других стран?
— Знаете, предметный дизайн — это своего рода интернациональный язык, который не признает территориальных границ. Многое зависит от внутреннего мира дизайнера, каких взглядов он придерживается, какую философию жизни исповедует. Гармоничные работы могут появляться в разных странах, главное, чтобы за ними стояла цель и миссия, а не просто желание выиграть на конкурсе.
— В условиях конкурса были перечислены материалы, из которых должен был быть выполнен комод. По каким причинам вы указали именно их?
— Это именно те материалы, с которыми работает большинство мебельных производств России и Европы. Если мы говорим о предметном дизайне, то лучшая модель должна легко и дёшево тиражироваться, а это было бы невозможно в сложных сочетаниях материалов. Понимаете, тут не нужна софистика, всё гениальное — просто.
Однако дополнительно дизайнеры использовали металл для оснований комодов или устройства ножек. Также применяли инкрустации и накладки из металла. Некоторые проекты содержали оригинальную фурнитуру от известных брендов.
— В конкурсе также участвовали студенты профильных вузов. Как бы вы оценили работы молодых специалистов?
— Мы очень рады, что к нашему конкурсу присоединились молодые дизайнеры. Ведь именно они будут придумывать мебель будущего. Работы студентов, конечно, уступают в качестве профессионалам, но идеи и творческий порыв достойны восхищения и поддержки.
— По каким критериям оценивались работы участников? Что усложняло выбор?
— Выбор действительно был сложный, из 70 индивидуальных проектов выбрать победителя — непростая задача для жюри. Сначала мы исключили из списка работы с некачественными визуализациями и непроработанными деталями, то, что не соответствовало техническим требованиям конкурса. Затем мы выбрали работы, которые максимально соответствовали определению мебели, то есть это должен быть не арт-объект, а продуманный с точки зрения эргономики предмет интерьера. Так у нас получился шорт-лист конкурса, из которого члены жюри бальной системой определили победителя.
— Победителем стал комод «COLOUR» петербурженки Ольги Жученко. Что именно привлекло жюри в этой работе?
— Ольга представила на суд зрителей три абсолютно разных проекта: комод-качели, комод-фамилия и комод «COLOUR». Последний сочетает в себе индивидуальность дизайнера, функциональность и простоту исполнения. Он может быть легко и просто выполнен на большинстве фабрик России и Европы в разных цветах и вписаться в большинство интерьеров. Конструктив такого изделия логичен и понятен.
— Расскажите подробнее о работе, выигравшей в номинации «Приз зрительских симпатий». На ваш взгляд, почему подписчики остановили свой выбор на этой работе?
— Наши клиенты и единомышленники в социальных сетях проголосовали за работу Марии Семёновой. На мой взгляд, прежде всего, из-за тёплой атмосферы, которую передаёт проект этого дизайнера. Безупречно выполненная визуализация, тщательно подобранные текстуры, продуманный интерьер.
Не удивительно, что зрители выбрали этот комод, ведь он также вошёл в шорт-лист конкурса и его положительно оценило экспертное жюри.
— Какие бы 3 работы вы выделили после работы победителя и почему?
— Жюри также высоко отметило проект Марии Носенко из Хабаровска «Бабочка» — необычный предмет мебели, в котором автор до мелочей продумал эргономику. Работа Рубена Гавалбабунца из Москвы признана самой коммерческой, её было бы очень просто тиражировать и продавать. Работа Алексея Меркушева из Санкт-Петербурга поражает воображение по форме и цвету — получился яркий комод для взрослых и детей.
— Какой приз получит обладатель первого места и победитель в номинации «Приз зрительских симпатий»?
— В соответствии с положением конкурса, приз за 1 место составит 50 000 рублей, приз зрительских симпатий — 10 000 рублей. Кроме того, мы будем вести диалог с дизайнерами на предмет возможности производства их работа на нашей фабрике. Всё же мы, в первую очередь, заинтересованы в том, чтобы большинство идей воплотились в жизнь.
— Какие выводы вы смогли сделать по окончании конкурса?
— Знаете, любой конкурс — это большие трудозатраты как со стороны организаторов, так и со стороны участников. Организаторам важно объединить большое количество людей, поставить точные цели, правильно мотивировать все заинтересованные стороны. Участникам важно разработать качественные проекты, возможно воплотить старую задумку, довести работу до конца, а возможно придумать что-то новое, но уж точно не ограничиваться зарисовкой, сделанной за 15 минут на скорую руку.
На мой взгляд, конкурсы очень полезны для стратегического развития отрасли и дизайнерской мысли, без такой мотивации дизайнеры не предложат столько смелых и новых идей, они всегда будут зажаты рамками заказчика, а сейчас по итогам конкурса перед нами парад талантов, которых ждёт великое будущее.
Беседовала Мария Бобова