«Экспансия» на рынки зарубежья

Из года в год в мебельной отрасли звучат призывы к продвижению российских брендов за рубеж. Безусловно, роль импорта в формировании экономической позиции отечественного мебельного сектора на внешнем рынке трудно переоценить. Однако многие застыли в ожидании помощи государства и не спешат примерять на себя амплуа первопроходцев. Но есть и те, чья деловая хватка позволила стать не только одним из крупнейших производителей-поставщиков офисной мебели, но и занять ведущее место в стране во франчайзинговой нише по мнению журнала «Forbes». О бизнес-стратегии, партнёрстве и «экспансии» на зарубежные рынки рассказывает председатель Совета директоров компании «ФЕЛИКС» Илья Кондратьев.

— Расскажите о вашей модели бизнеса и промышленном потенциале.

— Очевидно, что компании, которые сочетают производство и торговлю, имеют значительное преимущество на рынке. Торгово-производственная модель даёт нам возможность гибко реагировать на рыночные вызовы, контролировать цены, качество продукции, постпродажного обслуживания и сервиса Поэтому ООО ТПК «ФЕЛИКС» развивает сеть собственных салонов и франчайзи, как в России, так и за рубежом. А также расширяет границы промышленного холдинга.

— Как искали партнёров, торговые площадки, персонал?

Илья Кондратьев, председатель Совета директоров компании «Феликс»

— Поиск партнёров, причём надёжных и эффективных — занятие непростое. Рынок мебели — высококонкурентный. Да и сам сегмент офисной мебели сильно концентрирован. Чтобы выиграть в этой борьбе с турками, поляками, китайцами, требуются особые технологии продвижения. Давайте говорить честно, у России — экспортёра мебели пока не такая репутация, как у России — экспортёра воору жений. Многих настораживает и общеполитическая ситуация. Опасаются политической ангажированности, тех же санкций. В общем, есть над чем работать. И мы работаем. Участвуем в выставках, открываем склады, оптимизируем работу на основе франчайзинговых схем. Конечно, предпочтительнее, чтобы на зарубежных рынках работали самостоятельные предприниматели-франчайзи. Таким образом мы оптимизируем прямые затраты на содержание персонала. Снижаем влияние человеческого фактора. Ведь языковые барьеры, понимание местных традиций и их влияние на бизнес никто не отменял. Часты случаи, когда зарубежная компания направляет представителя в Москву для закупки нашей мебели. Затем возникают прочные деловые отношения, когда партнёр начинает работать в качестве франчайзи.

Экспортное направление необходимо развивать. В то же время, хочу отметить, что, несмотря на успешность работы с зарубежными странами, работа в России является для нас приоритетом.

Сотрудничество с партнёрами из-за рубежа ведётся под строгим контролем. Это касается дизайна, безусловно, сервиса, постпродажного обслуживания, устранения брака. У нас, как выяснилось в ходе работы, процент брака значительно ниже, чем у коллег-мебельщиков в Италии, Германии (до 4%). По оценкам экспертов этот показатель на нашем производстве самый низкий в отрасли — менее 0,3%.

Хочу отметить и возросшие сегодня преимущества отечественных производителей перед зарубежными на российском рынке. Доля импорта снижается особенно в сегменте мебели для персонала.

— Как и когда вы вышли на рынки зарубежья?

— Мы начали осваивать зарубежные рынки 7-8 лет назад. Это страны ближнего и дальнего зарубежья. В то время произошло ослабление рубля, и экспорт мебели стал возможен. Тогда в России спрос на офисную мебель снизился пропорционально курсу рубля. Рынок офисной мебели можно сравнивать с зеркалом. Он точно отражает «самочувствие» бизнеса в тех или иных условиях. Если бизнес на подъёме — сегмент офисной мебели растёт. И, соответственно, наоборот.

Первой экспортной страной для нас стали Объединенные Арабские Эмираты. Сегодня мы не просто продолжаем развивать это сотрудничество, но и наращиваем присутствие в странах арабского мира: Катар, Саудовская Аравия. В этой связи не могу не отметить влияние на развитие экспортного направления политического фактора, например, Арабская Республика Египет. После известных событий, де-факто, египетские власти усложнили процедуры работы с иностранными компаниями. К сожалению, после введения почти невыполнимых требований для ввоза нашей мебели в Египет, мы были вынуждены свернуть сотрудничество. Тем не менее, совместные проекты со странами арабского мира — пример успешной экономической интеграции.

Кроме Ближнего Востока мы поставляем мебель и в страны Евросоюза: Эстония, скандинавские страны. Планируются поставки в Великобританию, Германию. Мы настроены на долгосрочные связи, так как во главу угла при разработке мебельных коллекций мы ставим нужды, потребности и предпочтения клиентов. Например, потребители из центральноазиатских и арабских стран предпочитают оригинальные формы мебели, я бы сказал, даже вычурные. Жители европейских стран выбирают строгие, сдержанные линии. И большая часть продукции для Европы — мебель в стиле хай-тек.

— Возникали ли сложности в построении логистики?

— Особых сложностей с логистикой в работе с экспортными поставками не возникает. У нас сложились доверительные партнёрские отношения со многими российскими транспортными компаниями. Процесс отработан. И сбоев в нём практически нет. Заказываем фуру или несколько, в зависимости от объёма, готовим сопроводительные документы, и наша отечественная мебель начинает свой путь в разные уголки мира.

— Добились ли ожидаемых финансовых результатов от внешней торговли, какова массовая доля прибыли от международного сотрудничества?

— Наша стратегия довольно эффективна. Мы постоянно мониторим покупательский спрос, прорабатываем систему прямых поставок, работаем с дилерами, развиваем направление франчайзи, а это очень непросто. Мы тесно контактируем с европейскими мебельными фабриками. Многие из них закрылись или находятся в предбанкротном состоянии. И мы предлагаем им производить на нашем производстве модели, разработанные их конструкторами, делать для них официально разрешённые копии. Это эффективный тандем, многоходовое сотрудничество, которое значительно снизит конечную себестоимость продукции.

Безусловно, за последние 7-8 лет конкурентоспособность российского производства повысилась. Экспортное направление интересное, живое, перспективное. Но сказать, что наши прогнозы полностью оправдались — значит выдавать желаемое за действительное. Могу точно сказать, что прогнозы оправдались относительно ближнего зарубежья. Хотя и там есть, куда развиваться. А действительно эффективно конкурировать на рынках дальнего зарубежья, особенно при таком давлении со стороны фабрик Юго-Восточной Азии, очень тяжело. Подтверждением этому является то, что, по некоторым оценкам, более 30 фабрик в Италии закрылись. Но тот, кто останавливается, тот проигрывает. Есть новые идеи сотрудничества, они подкреплены технологиями, общим вектором развития. Но экспортное направление всё же не такое ёмкое, сравнивать с перспективами в России его невозможно. В России объём производства и сбыта можно значительно нарастить с учётом участия в тендерах. Кстати, мебельщики очень ждут закона, который обяжет госзаказчиков производить закупки исключительно у отечественных производителей мебели. Такой закон благоприятно скажется на развитии мебельной отрасли. Что касается доли прибыли от международного сотрудничества, то мне не хотелось бы называть конкретные цифры, но повторю, что мы считаем экспортное направление перспективным.

— Озвучьте планы на ближайшие годы.

— В будущее мы смотрим с большим оптимизмом. Кризис не вечен. Бизнес будет развиваться, несмотря на санкции и политику сдерживания развития российских компаний на зарубежных рынках.

Необходимы меры и по повышению конкурентоспособности российской мебели, в том числе за счёт снижения себестоимости. Нужно принимать стратегические решения. Одним из таких шагов для компании стало строительство новой мебельной фабрики в г. Торопец Тверской области. Не побоюсь сказать, что новая фабрика по производству офисной мебели станет не просто самой современной, но и самой крупной в России. Строительство ведётся в рамках программы поддержки развития малого и среднего бизнеса, реализуемой Правительством Тверской области. Объём собственных инвестиций составил 1 млрд рублей. Фабрика даст нам дополнительные конкурентные преимущества за счёт современной планировки производства, внедрения автоматизированных линий (на которых производство деталей занимает не более 7-8 минут), снижения себестоимости энергоресурсов. Например, мы установили новую котельную, которая будет работать на отходах мебельного производства, таким образом, снизит затраты на отопление цехов.

Современное оборудование позволит наладить выпуск новых видов мебели: для детских садов и школ. Мы планируем развивать новое направление — изготовление стульев и кресел. Рассматриваем реализацию программ по производству мелкосерийной мебели, требования к которой и дизайн сразу в специальной программе смогут проработать менеджер и потребитель, минуя конструкторский и технологический отделы. Это очень интересно и перспективно.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!