Детская мебель: в дизайне только заграница?

В мебельной среде давно наметилась проблема консолидации промышленного дизайна и производства. По мнению творческой элиты, многие мебельные предприятия ориентируются лишь на предпочтения потребителей в разрезе используемых материалов без учёта дизайнерской составляющей. Именно поэтому основная масса товаров у разных производителей похожа друг на друга и лишена должного разнообразия. В таких условиях пробиваться дизайнерской мысли достаточно сложно, и предприимчивые создатели эскизов собственными силами воплощают в жизнь свои проекты и тиражируют их в массы.

Так сложилось и у руководителя мастерской TK Work Studio Дмитрия Зимятова, который стал развивать детское направление на собственном небольшом производстве. Детская линия мебели «MINI VINNI» — проект, с которого и началась деятельность мастерской. Дипломная работа некогда была лишь на бумаге, а в один прекрасный момент оформилась в реальные объекты и нашла признание у маленьких граждан и их родителей.

«Честно говоря, этот коммерческий проект, переросший в промышленный, стал отправной точкой в реализации моих идей. Мы сделали данную мебель для нескольких частных садов. Она многим нравится, поскольку конструкция «шип-паз» позволяет родителям вместе с детьми самостоятельно, как конструктор, собрать мебель. При этом она сделана из экологичных материалов, а бесшовный каркас прост и надёжен в эксплуатации. Одно время даже задумывались над созданием рекламы с участием слона, который должен был стоять на стуле, показывая насколько такая конструкция крепка», — рассказывает Дмитрий Зимятов.

Действительно, своеобразная подача мебельных атрибутов не могла не понравится детям, ведь в неё входили не только модульный столик, стульчик, но и «лось-качалка». Да и возрастная группа для этой серии была выбрана не случайно. В возрасте с двух до семи лет дети весьма активны и любознательны. Им необходимо пространство не только для занятий, но и для отдыха.

Впервые эта детская линейка увидела столичный подиум в прошлом году. Тогда многим посетителям она пришлась по нраву, а маленькие дети даже пытались примерить её на себя. На тот момент Дмитрий Зимятов выставлял свои работы на площадке клуба промышленных дизайнеров. Он сразу оговорился, что фактически работает под заказ, но намерен развиваться и запустить детское направление в серийное производство. Время шло, а интересные предметы мебели почему-то так и не заметили представители крупных мебельных предприятий. Пробить брешь в отечественном мебельном укладе удавалось разве что единицам. Да, авторская мебель для детей редко приживается в промышленном формате, и история Дмитрия тому подтверждение. Хотя, по словам дизайнера, как правило, сегодня изготовление мебели для детей сопряжено не только с отсутствием заинтересованности со стороны крупных производств, но и с соблюдением строгих стандартов. Чего только стоит производителям подбор действительно хороших древесных и лакокрасочных материалов особенно в мелкосерийном сегменте. Ведь у мастерских нет права на ошибку, которая может стоить ей не только деловой репутации, но и клиента. А вот некоторых «крупняков» не всегда заботят нормативы и технические требования.

«Я не уверен, что сегодня вопрос использования экологичных лакокрасочных материалов является первоочередным в российском мебельном сообществе. Насколько я помню, львиная доля производителей потребляет достаточно стандартные продукты по приемлемой для них цене. Но с уверенностью могу назвать одного из своих партнёров, чьи интересы как раз-таки целенаправленно фокусируются на данной теме. В Удмуртии, в городе Можга компания «Красная звезда» осуществляет выпуск обширного ассортимента мебельных изделий из натурального дерева для детей. Это большое старинное в хорошем смысле предприятие поставляет мебель не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Их не первый год знают в Канаде и Германии.
Так вот у них избыточное производство, в связи с чем кроме мебели в их линейке присутствуют и другие продукты. Они полностью задействованы в цикле деревообработки, начиная от рубок леса и заканчивая выпуском изделий. У них директор активно лоббирует постулаты экологичности, и поэтому данное производство является довольно крупным потребителем водных материалов, а они, как известно, на порядок экологичнее, чем полиуретаны и полиэфиры. Откровенно говоря, мы не имеем специализированной линейки именно для детского мебельного направления, но ассортимент экологичных материалов на водной основе и LOW VOC продуктов у нас широк, поэтому мы имеем все возможности для удовлетворения потребностей тех производств, кто думает об экологии и о детях. Мы всегда подбираем материалы в соответствии с требованиями заказчиков и технологических нюансов производства, и нам встречаются те, кто особо заостряет внимание на экологических требованиях, а их все же меньшинство, и те, кто не станет распространяться о том, что его детская мебель уступает аналогам в каких-то вопросах экологичности», — рассказывает генеральный директор компании «Арикон ЛК Системы» Сергей Фролов.

В контексте ситуации

Уже в мае прошлого года параллельно акцент был поставлен на мелкосерийное производство и другой мебели.

«Это, в конечном итоге, упрощает и технологический процесс, и для заказчика получается более доступная мебель. И для этого направления мы подготовили в качестве образца стеллаж «Нью Олд» в жёлтом цвете. Это, с моей точки зрения, перспективное направление в подаче и проектировании мебели. В двух словах, это традиционная форма изделий, совмещённая с какими-либо индустриальными мотивами. Потому что сейчас такая мебель и такие экспериментальные отделки, как металл, фанера и прочие, популярны среди своего круга потребителей. И мы стараемся связать это направление с более традиционными формами. И, конечно, добавить немного сочности в виде цвета», — говорит Дмитрий Зимятов.

Спустя год особых подвижек в сторону смены сегмента у Дмитрия не произошло, но он не положил проект детской линейки под сукно, а оставил его развитие до лучших времён. За этот период аналогичные атрибуты появились и у конкурентов. Но не все они востребованы на рынке. Дмитрий же стал продвигать собственные разработки на электронном ресурсе, где сейчас существует три направления: производство мебели, проектирование интерьеров — как коммерческих, так и частных, производство детской мебели.

Фото: minivinni.ru

К сожалению, что бы не говорили представители мебельной промышленности, а на 70% взаимодействие между дизайнерами и фабриками не находит должного продолжения, так как последние не чувствуют такой потребности, не знают, как работать, как заключать контракт. Вот и приходится группам или дизайнерам-одиночкам брать всё на себя: и концепт, и производство, и реализацию. И разрушать устоявшийся в мебельной индустрии стереотип, что у российского дизайнера и вообще у дизайна нет самобытности, что это лишь реплики зарубежного зодчества. А ведь у российского дизайнера, есть что показать. Конечно, дизайн формируют личности, но и они частично будут опираться на традиции и на сформированные веками особенности восприятия и подачи, за которым и будет интересно наблюдать всем участникам отрасли.

Однако, даже если проекты находятся прямо перед глазами руководителей мебельных производств, нет гарантии, что им что-то придётся по вкусу и они возьмут в разработку ту или иную мебель. Все они единогласно заверяют, что готовы к диалогу, но при этом крутят носами, когда к ним приходят дизайнеры с идеями.

«Я как производитель имею иную точку зрения, чем дизайнеры. Мне кажется они слишком много ведут дискуссий, нужно брать и делать. У нас компания, которая занимается производством мебели из массива и ЛДСП. Значит говорите, что производители не готовы к новизне, а кто вам сказал, что не готовы? Вы придите и предложите новизну свою. Она должна быть такая, чтобы мы могли произвести и потом продать по всей стране. И мне кажется, что дизайн тогда дизайн, когда вы сделаете какую-то вещь и в 600 городах России она будет активно продаваться.
На сегодня я вынужден, не в обиду вам, пользоваться услугами немецких дизайнеров. Потому что, скажем так, либо мало раскручены наши дизайнеры, либо я никого не знаю. Один молодой человек сказал, что производители к новизне не готовы, второй сказал, что просто не готовы работать с дизайнерами. Мне кажется, они высоковато взлетели, а нужно реально приходить на выставку, если хотите стать заметными на российском рынке, идти к ведущим компаниям и предлагать свои услуги и идеи. Делают так итальянцы, делают так немцы, и ничего в этом зазорного нет. Не дискутировать, а просто приходить, брать и делать», — говорит генеральный директор компании «Уфа мебель» Виктор Кучубеев.

Вот и получается, что все сразу хотят прибыли и результатов. Только на словах это всё благозвучно. А на деле отечественные проекты почти никто из «крупняков» не смотрит, да и зачем, ведь иностранные умельцы на хорошем счету.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!