Некачественная мебель: придётся держать ответ

Одна из проблем, с которой приходится в повседневной практике сталкиваться как производителям, так и потребителям, и юристам, — это некачественная мебель. Зачастую, приобретя продукцию низкого качества, потребители не знают, куда нужно обращаться, в какой срок необходимо составить претензию, нужно ли подписывать те или иные акты приёма-передачи товара. С другой стороны, и сами производители, не владея постулатами законодательства, совершают проступки, влекущие за собой судебные разбирательства. О юридических нюансах потребительской темы рассказывает ведущий юрист «ООО Юридическое бюро «Правила страхования» Ара Саргсян.

Ара Саргсян

Ара Саргсян, ведущий юрист «ООО Юридическое бюро «Правила страхования»

«Первостепенным правовым каноном, содержанием которого должен владеть и потребитель, и производитель, является Закон о защите прав потребителя. Согласно данному официальному юридическому документу, каждый представитель сферы услуг и товаров обязан обеспечить:
• безопасность товара для потребителя, а также принятие необходимых мер экологической безопасности;
• должное качество товара, а также оказания работ;
• получение точной информации о товаре;
• гарантийное обслуживание продукции.

Поэтому, в случае невыполнения требований закона со стороны продавца или изготовителя, потребитель вполне обосновано может рассчитывать на правовое представление своих интересов. А значит, производителю либо продавцу предстоит принять позицию защиты и доказывать свою невиновность.

Сегодня в Законе по защите прав потребителей предусматривается следующие варианты разрешения споров: досудебное урегулирование и защита в суде. Как правило, в обоих случаях в поисках истины обе стороны обращаются к юристам. Если потерпевшему удаётся обнаружить мелкие изъяны во внешнем виде продукции, то вопрос разрешим в зачаточной стадии, а вот с креплениями дело обстоит намного сложнее. Производители в погоне за прибылью, а также с целью экономии средств нередко прибегают к использованию более дешёвых и подверженных быстрому износу материалов. Примером тому может служить недавний случай из практики нашего бюро, который наглядно иллюстрирует, как не стоит поступать производителям и чем может обернуться попустительство в процессе изготовления мебели.

Так, став счастливым обладателем корпусной мебели Игорь Петров (по этически причинам персональные данные истца изменены), не подозревал, насколько травмоопасной для него она может оказаться. Когда он открывал в очередной раз навесной шкаф, алюминиевые крепления сломались, и дверца обрушилась на голову Игоря. Получив серьёзную травму, он провёл в больнице около недели. В итоге по Закону о защите прав потребителей, Игорь подал претензию по качеству товара к продавцу в течение срока годности или гарантии товара (п. 1 ст. 19 ЗоЗПП РФ). Заметьте, что если бы данные сроки не были обозначены, то жалобу о некачественном товаре можно было бы подать в течение двух лет со дня передачи товара потребителю (абз. 2 п.1 ст. 19 ЗоЗПП РФ).

Стоит отметить, что при досудебном порядке подаётся письменная претензия к изготовителю или продавцу некачественного товара, в которой предъявленные требования подтверждаются аргументами, а также ссылками на действующее законодательство. Кроме того, обоснованность требований должна быть подтверждена документами (чеки, квитанции, справки и прочие свидетельства).

Поскольку производитель мебели дорожил своей репутацией, то в рассматриваемой ситуации согласился на досудебное урегулирование, возместив не только стоимость ремонта корпусной мебели, но и моральный ущерб.

Однако в большинстве случаев подобные конфликты заканчиваются нелицеприятно, и дело доходит до судебного разбирательства, где потребитель не отстаивает свои интересы самостоятельно, а нанимает правозащитника. Бесспорно, у компаний также есть штатные юристы, чья специализация — защита интересов компании. При этом именно представителямФемиды от лица организации сразу необходимо просчитать грядущие риски и не доводить дело до суда, так как это может пагубно сказаться не только на деловой репутации и принести финансовые затраты, но создать общественный резонанс. Случай с Игорем Петровичем является частным, потребителю повезло с добросовестной компанией. Но, к сожалению, большинство подобных разбирательств заканчивается в суде противостоянием потерпевшего и компании, когда чаши весов правосудия колеблются из стороны в сторону месяцами, а то и годами».

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!