Попытка ─ не пытка, или Чем закончилась встреча российских производителей мебели и дизайнеров

Все чаще выставочные мероприятия становятся площадкой для налаживания связей, где, по мнению завсегдатаев, можно себя показать и на других посмотреть. Однако даже на подобных раутах всегда есть место дискуссии. Так случилось, что на столичной выставке «РосМебельПром» участники попытались разрубить гордиев узел разобщенности и понять, что же мешает консолидации двух важных составляющих отечественного мебельпрома: производителей и дизайнеров.

Сделать диалог трёх векторов — дизайнеров, производителей и поставщиков наиболее продуктивным и полезным взялись в выставочном объединении РОСТЭК.

«Наша организация пытается создать симбиоз, где, с одной стороны, представлена хорошо известная выставка комплектующих и фурнитуры для мебельной промышленности, с другой стороны, сделана попытка представить небольшую мебельную интерьерную экспозицию. Главной же особенностью этого проекта явилось, на мой взгляд, весьма широкое представительство дизайнерских сил: с одной стороны промышленного дизайна и с другой стороны по интерьерному и мебельному дизайну.
Таким образом, сделана попытка в условиях экономической рецессии на небольшом выставочном пространстве собрать специалистов, которые друг другу интересны по определению, с тем чтобы за эти выставочные дни в режиме нон-стоп и в двух залах, оранжевом и синем участники могли бы обсуждать проблемы, которые характерны для текущего положения экономики. Тем более что, по прогнозам мэра, всё постепенно оживает, так как данная отрасль востребована очень сильно», — высказался генеральный директор РОСТЭК Игорь Кирсанов.

Камни преткновения

Как правило, многие отождествляют выставку с отличным поводом для конструктивного диалога представителей отраслевых вертикалей. Но как восстановить утерянные связи промышленной цепи, когда каждый находится в состоянии ожидания? Как известно, под лежачий камень вода не течёт, и без стремления узнать потенциального партнёра, заказчика, потребителя не будет желаемого эффекта. А у нас сейчас картина маслом… Как ни странно, но представители творческой плеяды на вопрос, каких производителей мебели вы знаете, назвали лишь пару известных компаний и ограничились именами студий промышленной сферы дизайна, в том числе тех, кто принял участие в выставочном мероприятии. Некоторые признались, что давно не посещали выставки мебельного мира и сегодня пришли познакомиться. Как оказалось, бездна, пролегающая между отечественным дизайном и мебельной индустрией, настолько очевидна, что вполне объясняет практически полное отсутствие взаимодействия.

«Нашему цеху трудно найти понимание, поскольку дизайн предполагает что-либо новое, экспериментальное. И из нашей практики к нему производство не очень готово. Они сразу ждут огромных объёмов и ощутимых финансовых потоков прибыли. Во-первых, это все ещё очень молодая отрасль», — заявил промышленный дизайнер Дмитрий Логинов.

По мнению соратников Дмитрия, этим объясняется процентов 70 отсутствия взаимодействия между дизайнерами и фабриками. Фабрики не готовы работать с дизайнерами, потому что не чувствуют такой потребности. Не знают, как работать, как заключать контракт. Это вопросы корпоративной культуры, и даже не столько неготовность дизайнеров, сколько недальновидность компаний, которые не пришли к тому, что им нужно приглашать дизайнеров постоянно, создавать с ними какие-то новые коллекции и каким-то образом выживать. В оживлённой беседе прозвучали у тверждения, что развивать должны отрасль не производители, а как раз дизайнеры, которые задействованы в производстве. Именно они берут всё на себя: и дизайн, и производство, и реализацию, так как чётко представляют, как это всё должно быть.

Разрушая стереотипы

В сознании многих обывателей сложился стереотип, что у российского дизайнера и вообще у дизайна нет самобытности, что всё это — реплики германского, итальянского дизайна. О том, есть ли у российского дизайна своё лицо, рассуждали участники дискуссии. По мнению собравшихся, есть либо хороший дизайн, либо плохой дизайн.

«Что такое польский дизайн или голландский дизайн? Мы знаем дизайнеров в Голландии, знаем дизайнеров из других стран, но я вообще не очень верю в такие обобщения. Я верю в личности, которые создают такой дизайн. И чем больше мы будем думать о самобытности нашего дизайна, тем больше будем попадать в ловушку, когда наш дизайн не интересен никому кроме нас», — отметил Дмитрий Логинов.

Людмила Верба

Людмила Верба, дизайнер интерьера:
«Очень приятно и хорошо работать с людьми, которые понимают, чего они хотят. Они могут не знать, какими средствами или способами этого достичь, но вполне могут выразить свои пожелания. К сожалению, бывают заказчики, которые в принципе не способны определиться: их настолько часто кидает в крайности по стилю. Всегда идеально складывается работа, когда клиент доверяет дизайнеру, если он пришёл к профессионалу, то он его слышит, слушает, это не значит, что он не может высказать своё мнение или возразить, да пожалуйста, высказывайте мнение, возражайте, давайте подискутируем на какой-то там вопрос, как говорится, в споре рождается истина – это прекрасно. Но тем не менее, клиенты, которые относятся к дизайнерам как профессионалами равным себе людям, получают на выходе прекрасный интерьер, жильё, в котором живут и радуются».

Братья по цеху полностью поддержали Дмитрия, что нет такого понятия «русский дизайн», есть «русские сувениры» или ещё что-то. И очень многие дизайнеры не обязательно в мебели или в чём-то ещё, грешат этой сувенирностью. Этого надо избегать и в интерьере, и в любом другом виде дизайна. Можно говорить, что есть американский или итальянский дизайн, но он сформирован на теме личности, которые его придумывали или изготавливали. И если говорить про русский дизайн, то достаточно вспомнить матрёшек — чистую эксплуатацию образа и уже ассоциативную международную практику. Так как можно брать какие-то идентичные вещи, делать их международными, узнаваемыми везде в мире, а это весьма тонкая и сложная работа дизайнера. С одной стороны, верно, что дизайн формируют личности, но есть такое понимание, как хорошо сформировавшийся бренд. И в стране необходимо развивать в первую очередь некий бренд «Сделано в России», работать над тем, чтобы это было не негативное восприятие, а положительное. Тогда, развивающийся в стране дизайн, будет опираться на традиции и на какие-то сформированные вековые особенности.

«Я как производитель имею иную точку зрения, нежели дизайнеры. Вот слышно фразы «Мы ведём дискуссии, почему у нас не получается с производителями», мне кажется вы слишком много ведете дискуссий, нужно брать и делать. У нас компания, которая занимается производством мебели из массива и ЛДСП, объём очень приличный, 15 крупных компаний российских входит. От вас прозвучало утверждение, что производители не готовы к новизне. А кто вам сказал, что не готовы? Вы придите и предложите новизну свою. Новизна должна быть такая, чтобы мы могли произвести и потом продать в России. Не просто сделать одну вещь, и потом сказать, мол, мне сделал дизайнер какой-то. Ну, буду ходить пальцем показывать, что от неё толку? Нужно сделать дизайн такой, который бы распространился по всей стране. Мы реализуем мебель в 600 городах России. И мне кажется, что дизайн тогда дизайн, когда вы сделаете какую-то вещь, которая будет востребована во всех регионах страны. Но сегодня я вынужден, не в обиду вам, пользоваться услугами немецких коллег. Потому как, скажем, мало раскручены наши дизайнеры, вот лично я никого не знаю. Следующее, один молодой человек сказал, что к новизне не готовы, второй сказал, что просто не готовы работать с нами, с дизайнерами. Ребят, мне кажется вы немного высоковато взлетели. А нужно реально оценивать свои возможности, если хотите, скажем, стать заметными на российском рынке, нужно посещать выставки, идти к ведущим компаниям и предлагать свои услуги. Делают так итальянцы, делают так немцы, и ничего в этом зазорного нет. Не просто дискуссировать, а приходить, брать и делать. Я не знаю российских дизайнеров, их нет нигде, их нет в прессе. Мне кажется какая-то стена между нами. Вы сами по себе такие великие, мы сами по себе. Пора сближаться, тогда будет какой-то результат и для вас. Если кто-то сделает мне успешный проект, то завтра к вам придет следующий, послезавтра придет «Шатура», через три дня ещё кто-то. Только так и у вас будет имя, а просто так отдельно вы какую-то тумбочку изобрели — это неперспективно», — заявил генеральный директор компании «Уфа мебель» Виктор Кочубеев.

В ответ на повествование представителя мебельной индустрии последовали реплики дизайнеров.

«Я хотел заметить некую проблематику, на наш взгляд, существующую в производстве. Производство не ведёт общество куда-то вперед, а работает именно на потребность этого общества. Оно проводит некий социальный опрос, что обществу нужен ЛДСП, например, или обществу нужно диван некий под Италию, или что-то подобное. Соответственно, когда дизайнер приходит на производство, он наталкивается на некое непонимание того, что производитель говорит, дай мне сразу что-то, что будет востребовано в 600 городах страны. А мы часто говорим о том, что давайте смотреть на тенденцию, давайте думать не только о сегодняшнем дне, давайте будем думать, что нас ждёт завтра. И это столкновение интересов не даёт наладить правильный контакт для дальнейшего развития. Соответственно, я абсолютно с вами согласен, что дизайн сообщество должно больше о себе говорить: появляться в журналах, быть открытыми, такими «flexible». Но и производства должны выработать некую правильную систему взаимодействия в плане, что такое роялти, какая существует система продаж. На мой взгляд, в современной индустрии отсутствует чёткая для дизайнера система сотрудничества. И это приводит к таким разным границам, которые надо, безусловно, сближать. На наш взгляд, развитие производств неотъемлемо будет зависеть от плотного сотрудничества, когда дизайнеров будут привлекать для создания новых линеек и коллекций», — поделился мнением представитель клуба промышленного дизайна и студии Archpole Константин Лагутин.

«У всех производителей есть одна проблема: они все читают отраслевую прессу. И совершенно не осведомлены о дизайнерской прессе. Вы подпишитесь на пару-тройку дизайнерских российских журналов, где масса разноплановых материалов: от интервью до обзора по дизайнерской линии. Я скажу только за себя, но за последние шесть лет я создал два десятка коллекций, и все они были сделаны не в России. Сейчас уже сотрудничаю с отечественными производителями, но до этого пять лет никто даже не знал, что такое составить бриф, а просто предлагали обсудить всё за чашкой кофе. Никто не задумывался, что бриф — это основа договора. И без этого мы не продвинемся ни на шаг вперёд, пока будет эта незримая стена. Очень хорошо, что у вас есть опыт работы с немецкими дизайнерами, а значит, и с российскими дизайнерами вам будет легко сотрудничать», — добавил Дмитрий Логинов.

Звучали замечания от представителя отраслевой прессы, что проблема взаимодействия дизайнеров и производителей сводится к отсутствию системной школы. Поэтому они находят разработчиков за рубежом, считая, что у нас нет специалистов. На что Дмитрий Логинов ответил критично: «Это ещё один пример того, что отраслевая пресса недостаточно знает своих отечественных дизайнеров».

«Я хочу поддержать производственников и, в частности, своего коллегу. На самом деле существует сегодня такая картина, что производства растут сами по себе и дизайнеры работают сами по себе. И ребята, на самом деле это правда, вам удобно взять что-то из Италии или из Испании, вставить в свою работу и поставить своё авторство. На самом деле российские дизайнеры и архитекторы делают совместные проекты. Потому как там необходимо действительно работать. А легче ж взять что-то за основу и показать себя, позиционируя, что вот, мол, мой шедевр. Я сам хозяин производства, и кризис показал, что и мы — россияне можем что-то сделать. И за 15 лет работы я ни с кем из вас не познакомился. Возможно, я и сам к вам не обращался, но и вы сами не предложили производителям то, что может заменить итальянское. Приглашаю к своему стенду, познакомимся. С каждым можем обсудить не только проекты, но и комфортные условия взаимодействия», — сказал предприниматель Александр Гривин.

«Мы благодарны вам за организацию такого мероприятия. Но смущает одно явление. Есть площадка оранжевая, где дискутируют дизайнеры, и есть площадка синяя, на которой ведутся беседы производителями. Почему это не единая площадка? Я не раз присутствую на форумах производителей, где выступают с различными задачами по реализации и получению прибыли, но ни одного дизайнера кроме себя я там не видела. А вот это и есть как раз фактор образования и культуры. Вот когда общаешься с производителями, то те признаются, что они сильны в экономке, но в вопросах гармонии следует восполнить пробелы и получить хоть мало-мальски образование. Тогда бы нам легче друг друга понимать. Я считаю, что надо бы организовать курсы для предпринимателей, чтоб им потом легче было воспринимать идеи дизайнеров. И последним также проще было найти общий язык с мебельщиками. Потому как если человек знает, что это сегодня не даёт прибыль, у него опускаются руки. А на самом деле вся Италия знает о том, культура такая у них, что если не присутствует высокий дизайн, то ни о какой прибыли и речи быть не может. Поэтому я за единую площадку», — обратилась к организаторам мероприятия заведующая кафедрой промышленного дизайна Московского государственного университета дизайна и технологий Ольга Мыскова.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!