Особый фарватер REHAU

В то время, когда навигационные карты многих экономических стратегий теряют свою актуальность на российском рынке, курс одного из игроков мебельной индустрии остается неизменным. Сегодня немецкий бренд плавно входит в зону экономического шторма, иногда форсирует события и даже старается управлять погодой в своём сегменте. О том, какой фарватер избрали в руководстве компании, рассказывает исполнительный директор по продажам и маркетингу REHAU в Восточной Европе Андрей Белоедов.

— В последний год из-за нестабильной экономической ситуации в России многие покупатели обращают свой взор на более доступные по цене российские бренды. Как повлиял кризис в стране на продажи вашей продукции?

— Что касается кризиса, то в любом случае он оказал влияние на всех. Но мы располагаем достаточным опытом работы с продукцией из полимерных материалов, относящейся к разным ценовым категориям, поэтому в принципе подготовились к этому. Мы не просто прогнозировали ситуацию. Я скажу больше, мы теряли объём по нашему основному продукту — стандартной кромке — уже на протяжении последних 3-4 лет, в то время как китайские и турецкие производители наращивали долю.

Кромочный бизнес всегда являлся для нас основным, но то, что сейчас можно увидеть на стенде компании, совсем не говорит о нас как о производителях просто кромки. В нашей продуктовой линейке представлена террасная доска, фасады, различные материалы, мебельные жалюзи, пристеночные бортики и многие другие решения. Мы не сторонники застоя и выжидания, поэтому на протяжении тех самых 3-4 лет целенаправленно шли в сторону разработки и налаживания поставки системных решений для кухонь, жилой и детской мебели.

— Какие меры компания предпринимает или планирует предпринять для удержания и увеличения доли на российском рынке?

Андрей Белоедов

Андрей Белоедов, исполнительный директор по продажам и маркетингу REHAU в Восточной Европе

— Мы сосредоточены на расширении сегмента и делаем ставку на то, что существующий костяк дилерской сети продолжит движение не только с товаропроводящей направленностью, но и будет дополнительно делать добавленную стоимость. К примеру, начнёт самостоятельно прессовать листы, которые впоследствии подвергнут обработке. Предлагаемая нами бесклеевая технология кромкооблицовки, специфика которой заключается в нанесении кромочного материала посредством лазера или с помощью горячего воздуха, открывает перед производителями дополнительные возможности для создания деталей без видимых швов. Однако подобное производство требует наличия специализированного оборудования. Поэтому мы находимся в поиске не столько новых партнёров, сколько тех, кто, помимо запрессовки, сможет освоить данную технологию. В принципе, уже сейчас на нашем счету есть успешный опыт движения в данном направлении вместе с двумя дилерами, которым мы помогли с приобретением оборудования.

Речь идёт о компании «ЮМАКОМ», продемонстрировавшей высокую результативность работы в рознице, и мебельной фабрике «Мария», эффективно использующей технологию нанесения кромки посредством лазера. Поскольку мы всегда настроены на долгосрочные перспективы сотрудничества, то в данном случае мы дополняем друг друга, встраиваемся в цепочку создания этой ценности с пониманием взаимной нуждаемости. Но партнёрство должно быть выгодно обеим сторонам: если зарабатывают наши партнёры, то растёт, соответственно, и наш бизнес. Поэтому вложения в такую дорогостоящую лазерную технологию, конечно, предполагают и основательную поддержку.

— Некоторые европейские производители мебели вообще предпочли пока уйти с российского рынка. Сказалось ли это на продажах REHAU?

— Серьёзные компании не уходят из России, потому что на собственных рынках у них проблем не меньше, чем здесь. Это касается, например, итальянского и испанского рынков. Значительно лучше, на мой взгляд, чувствуют себя немцы. Французы испытывают заметные трудности с реализацией продукции. Возможно, это нашло отражение и в том, что мы существенно снизили долю европейских заказов и по оборудованию, и по многим другим позициям. Что касается нашей страны, то здесь компания присутствует давно — в прошлом году мы отметили 20-летний юбилей. При этом мы всегда рассматривали Россию не просто в качестве рынка для восполнения каких-либо пробелов, а скорее как отличную торговую площадку, где можно и нужно развиваться, в том числе в рамках направления «Мебельные комплектующие». Мы не можем просто так уйти из России. От продаж здесь зависит загрузка наших мебельных заводов в Испании и Англии. Как показывает практика, кризис затрагивает обычно только средний сектор рынка и увеличивает в большей степени дешёвый сегмент и немного элитный. От нас рынок никуда не делся. Конечно, в свете последних событий мы более пристально смотрим на расходную часть бюджета, так как априори не можем себе позволить расточительность и неоправданные расходы. Сохранение эффективности бизнеса в следующем сезоне будет ещё одним нашим серьёзным проектом.

— Какие причины, по вашему мнению, не позволяют российским производителям мебельных комплектующих приблизиться по качеству к продукции европейских компаний? Или вы знаете примеры достойных отечественных конкурентов?

— В принципе, в нашей стране есть хорошие крупные производители, к примеру, питерские компании «Слотекс» или «Сидак-СП». Они достаточно серьёзные фигуранты с мощным территориальным дистрибьюторским охватом по стране и зарубежью.

Однако конкуренции в данном направлении однозначно меньше, чем на большинстве других рынков. Связано это, скорее всего, с отсутствием компетенции в производственных процессах. В силу того, что исторически торговля являлась наиболее популярным занятием для россиян, а инвесторы интересовались в основном сырьёвой нишей, то мало кто масштабно ратовал за развитие микропроизводственных мебельных проектов. Однако сегодня всё же есть сильные компании, а значит, есть время и возможности для качественных скачков. Но пока не будет решена проблема производственной компетенции, отечественным предприятиям будет сложно конкурировать с европейскими, в том числе и по качественным показателям. Как говорится, машина без людей ничего хорошего не произведёт.

— Каким, по вашему мнению, станет для рынка 2016 год?

— Весьма вероятно, что расстановка сил для всех игроков мебельного рынка останется на прежнем уровне. Однозначных прогнозов в этом русле сделать не могу, так как, к сожалению, бизнес реагирует на политику. С другой стороны, на курс рубля уже не так сильно оказывают влияние манипуляции с нефтью, и бизнес-процессы практически стабилизировались. Сейчас мы сами являемся охранниками своих сбережений, поэтому реакция розницы приводит к динамике в производственном корпусе зарубежных предприятий. Это, так сказать, рваный заказ, когда сложно делать прогнозы и планировать что-либо относительно мебельных комплектующих при таком многообразии компонентов, декоров и производителей. Думаю, грядущий год должен стать более спокойным в плане реакций по каким-то событиям, а значит, в мебельном бизнесе должен наступить благоприятный период.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!