Необычные проекты обычных творцов

На фоне массового клонирования мебельных атрибутов доминанта вкуса в разрезе бытового контраста создает среду, где многие обыватели жаждут стать создателями личного пространства. Только вживляемая в массовое сознание мебельная культура нередко отдаёт откровенным контрафактом. И покупателю ничего не остается, как пуститься во все тяжкие в поисках зодчих современности, создающих поистине интересные, а порой даже и неординарные вещи.

Мебель по индивидуальному заказу востребована не только из-за нестандартных параметров квартиры, мешающих выступов балок, эркеров и прочих негармоничных конструкций, но из-за желания творчески подойти к процессу обустройства жилища. Однако для мебельщиков складывается не совсем благоприятная конъюнктура, составной частью которой становится стагнация платежеспособного спроса на мебель. Состоявшееся разукрупнение российского производства мебели делает его более гибким и способным создать такое стилевое и ассортиментное разнообразие, которое сможет полностью удовлетворить спрос.

Однако выпуск компилятивной продукции создает ситуацию, когда «за державу обидно». Одним из условий успеха отечественных предприятий, кроме достижения технического качества, остаётся дизайн продукции. Весьма странно выглядит участие некоторых организаций в международных выставках с компилятивной продукцией и откровенным плагиатом. Кроме того, наметилась тенденция устойчивого роста слоя покупателей-заказчиков не только со средствами, но и с хорошим вкусом. Взаимодействие дизайна и производства, точнее, фактическое отсутствие такого, остаётся болевой точкой. Однако есть успешные примеры творческой синергии, но пока они носят точечный характер.

Идея… Поиск… Перевоплощение

На самом деле сегодня не так много примеров активного и тем более длительного сотрудничества студий дизайна и мебельных производственников в силу того, что концентрация фирм-однодневок существенно возросла. Кустарный мебельный промысел чуть ли не стал каким-то наваждением среди граждан, пытающихся плыть по течению мебельного бизнеса в погоне за рублём. От этого работа не стала качественней, а скорее породила в людских сердцах искреннее желание найти мастеров своего дела и не тратить деньги и время на банальных самоучек и бездарей, которых, к сожалению, так много на просторах Интернета, да и в реальности.

«Мебель, которую мы используем для комплектации, изготавливается по собственным чертежам. В каждом проекте применяем нестандартные приёмы декорирования помещений с помощью различных реек, балок, фальшпанелей, шкафов и тумб из шпона или крашенных и покрытых защитными лаками надлежащего качества. Нашим партнёром вот уже почти семь лет выступает мебельная компания «Три линии». Технологический процесс выглядит так:
1. Мы разрабатываем дизайн-проект и чертежи к нему с учётом пожеланий заказчика.
2. Чертежи и визуализация передается технологу на производство.
3. Технолог знакомится с проектом и уточняет у дизайнеров все нюансы.
4. После оформления финальных чертежей и определения стоимости всех изделий, готовится счёт для клиента.
5. Клиент подтверждает и оплачивает заказ.
6. Далее выстраивается календарный план — когда будет выполнен заказ, в какие сроки будет производиться установка.
7. Во время монтажа мебели дизайнер осуществляет авторский надзор (если клиент нанял дизайнера для этой цели).
8. По окончании монтажа клиент принимает работу и подписывает акт выполненных работ», — объясняет руководитель творческой группы студии дизайна «G-DESIGN» Иг орь Гошовский (г. Красноярск)
.

Другой пример творческого тандема дизайнера и мебельной студии лежит в основе истории создания мебели из дерева для заказчицы из Питера.

«Заказчица в поиске подходящих вариантов мебели, читая форумы дизайнеров, приметила авторские работы Вадима Портнова. Однако перед ней встал вопрос стоимости натуральной мебели из дерева, и поэтому она предложила рассчитать стеллажи из МДФ, облицованного шпоном. Пришлось предоставить убедительные аргументы в пользу экологичности. Во-первых, в одной небольшой по размерам комнате будет находиться много предметов мебели, два взрослых человека и маленький ребенок. Во-вторых, мебель из дерева прослужит не 10 лет, а всю жизнь. Учитывая этот неоспоримый факт, мы стали для неё разрабатывать универсальную мебель из натуральной древесины, которая будет уместна в любом другом интерьере или квартире», – рассказывает дизайнер-визуализатор студии дизайна «Аксиома» Иван Гаврилов (г. Чебоксары).

Функциональность и универсальность — один из главных критериев современного дизайна. Коллекции известных брендов мебели разрабатываются только модульно, предоставляя потребителям возможность стать дизайнерами своего жилого пространства, поэкспериментировать с расположением и найти собственную идею интерьера, которая может меняться в зависимости от обстоятельств и времени.

«Дело в том, что в 99% случаев сотрудничества дизайнеров интерьеров с мебельщиками определённые сложности возникают всегда. Первая сложность — интересные проекты большинство из мебельщиков выполнить в принципе не способны по причине того, что ориентированы исключительно на сборку и не занимаются изготовлением и покраской сложных и уникальных деталей. Это результат низкого профессионализма среди мебельных производств. Решается этот вопрос дизайнерами посредством методичного поиска достойных мебельщиков и тестирования их способностей путём проб и ошибок. Вторая сложность — большинство дизайнеров методами программного проектирования не могут сформировать чёткий, понятный и выполнимый адекватными мебельщиками проект. В основном от дизайнеров можно получить лишь примерную красивую картинку того, что им хочется увидеть. Но этого, как правило, не достаточно для того, чтобы согласовать детали проекта с клиентом, который платит деньги и хочет чувствовать на эскизах и чертежах хотя бы некоторую предсказуемость заказа. Непредсказуемость же выражается очень часто в явно выраженных нереальных и нереализуемых деталях. Данная проблема решается мебельщиками методом включения в штат своего дизайнера, которому оплачивается работа по переработке дизайнерских идей и подготовке проектов для согласования с заказчиками. По сути, это дублирование дизайнерской работы.
Безусловно, есть немало сильных дизайнеров, которые проектируют мебель так, как её могут сделать без каких-либо переработок и изменений адекватные мебельщики хоть в России, хоть в Англии. Просто очень высок уровень и качество подготавливаемой к проекту документации. Очень часто они называют себя архитекторами. Они обычно работают с большими и интересными проектами и востребованы среди клиентов. Также достаточно и адекватных мебельщиков, способных взяться даже за «мутные» проекты и довести их как на документах, так и в дереве до логического конца.
Что касается системы расчёта цен, то она едина для всех клиентов. Штучные предметы мебели из твёрдых пород дерева стоят обычно от 40 000 и до 160 000 рублей. Комплекты мебели считаются по погонным метрам. Кухни идут от 70 000 рублей за погонный метр в зависимости от сложности работы. Библиотеки, кабинеты, наборы в жилые комнаты — от 100 000 рублей за погонный метр.
В целом сложности будут встречаться всегда, и профессиональные игроки в этой сфере будут делиться на две категории: одни хотят решить проблему, вторые — решают проблему. И не важно кто из них кто. Формально дизайнер или формально мебельщик — не имеет значения. Подъём вверх и постоянное развитие будет присуще только тем, кто по-настоящему компетентен и может решать проблемы», — рассуждает исполнитель проекта компании «Marko Studio» Вадим Портнов (г. Чебоксары).

В русской огранке

Иногда встречаются действительно неожиданные случаи рождения творческого союза. Одним из таких фактов может служить партнёрство международного уровня. Например, в российских дизайнерах Анне Куликовой и Павле Миронове из Москвы специалисты итальянской мебельной компании Medea разглядели некий потенциал и предложили сотрудничество. А началось всё обыденно: спроектировали некоторые предметы мебели для проекта в стиле модерн, которые по достоинству оценили зарубежные мастера мебельного дела.

«Итальянцы пришли к нам с абсолютной уверенностью в своей идее, они утверждали, что русские любят модерн, и эту мебель в России будет ждать 100% успех. Во-первых, нам предложили разработать те предметы, которые могли бы иметь спрос в России. Мы выбрали тему цветка — это были ирисы (в модерне за основу берётся растение, и его мотив определяет дизайн предмета) и отрисовали массу мебельных предметов, похожих по стилистике на мебель Medea. Вторым этапом стал конкретный заказ на проектирование. Из всего, что мы предложили, они захотели сделать спальню: кровать с кувшинками, тумбочки и комодик… А они всё в точности и сделали», — рассказывают дизайнеры.

При этом они признают, что специфика работы в одной увязке с фабрикой предполагает знание не только используемой палитры материала, но и концепцию финишей. И что немаловажно, иностранцы использовали только визуальные данные будущих моделей мебельного гарнитура, а технологии уже подстраивали под эскизы. Не принято у них, так сказать, раскрывать секреты технологий. В итоге идеи воплотились в реальность и были продемонстрированы в Миланском салоне. Анна и Павел работают и с отечественным производителем, но крайне редко. По их мнению, российская мебель может быть во много крат и крепче, и дешевле.

«Основная проблема в другом: чтобы сделать серию, надо сначала спроектировать, выпустить пробную партию, сделать каталог, раскрутить, представить на выставке, потом через год запустить в производство…», — отмечают дизайнеры.

А российский мебельщик не готов к этому. Более того, в России не существует работы по стандартам — она утеряна безвозвратно. Мастер не может повторить то, что уже сделал один раз. С нашими можно работать только через образец.

«На производстве бывает так: тот, который сделал этот образец, ушёл, уволился и всё… Следующий не может так покрасить — «рука» не та! Как работать с такой текучкой? За рубежом на одном станке работали дедушка, сын, внук и так все мастера на одном месте… Целые поколения столяров вырастают и живут, сохраняя и передавая традиции — в этом их сила. Что же касаемо массового производства, то качественной мебели у нас практически нет. А ширпотреб нас не интересует, и мы их не интересуем», — с сожалением подчёркивают художники.

Вот и получается, что кому-то сподручно работать с заморскими мастерами, а не с земляками. И как ни крути, но выгода от подобных проектов есть, и у каждого своя — одним хватает процента от сделки, другим важен авторитет с занесением в список профессионалов. Кстати, о процентах…

Сегодня важно не только шоколадкой поделиться — денег заработать, но и более эфемерные вещи: репутация, авторитет, самомнение. К слову, творческие люди реализуются не только и не столько в финансах: это дополнение, но не основная причина. Дизайнеры — народ осторожный и свободолюбивый, в плане наличия альтернативы. Для них работа — формирование окружения под потребности: чем больше возможностей и качества, тем больше привлекательность. Цена тут вторична для нормального дизайнера.

На одной из столичных конференций руководитель отдела мебельного производства студии дизайна Elizabeth Interiors Эдуард Губарев отметил, что при выборе российского производителя мебели дизайнеру необходимо со всей серьёзностью отнестись к следующим факторам:
1. Наличие у фирмы собственного производственного помещения.
2. Наличие специального оборудования.
3. Присутствие на производстве узкопрофильного специалиста — технолога по мебельному производству.
4. Наличие отдельно стоящей покрасочной камеры. Это гарантирует качество изготовления продукции: нанесения грунта, лака, краски.
«Если вас хотят убедить в том, что можно сделать хорошую мебель без покрасочной камеры, бегите от этих людей, иначе за вами будут гнаться недовольные заказчики», — справедливо заметил Эдуард.
5. Важный показатель — отзывчивость и исполнительность руководителя компании, для которого одинаково важно как оформить большой заказ, так и довести дело до конца, доделывая мелочи и исправляя ошибки монтажников.
6. Крайне желательно наличие у производителя своей бригады по монтажу.

Все пункты, по мнению спикера, дизайнеру целесообразно проверить самостоятельно — съездить на место, увидеть производство собственными глазами. Сегодня процветают и такие схемы: сами дизайнеры заказывают мебель за границей на фабриках и продают клиентам с первоначальным дизайнпроектом (картинки) уже с мебелью из каталогов. Зачастую предметы интерьера ввозят по «серым» схемам и тогда в карманах оседает не 15, а 100% прибыли (с двойной накруткой). У тех, кто попроще, обычно сами клиенты ищут мебель по выставкам, салонам и т. д. Борьба за клиента в этом сегменте нешуточная.

Играет роль цена, реклама, сервис, а не слово, замолвленное коррумпированным дизайнером. Поэтому мебельным компаниям приходится изначально думать о красочных каталогах, анализировать цены конкурентов, формировать взаимовыгодные предложения и с приветливой улыбкой, располагающей манерой разговора ненавязчиво предлагать своё сотрудничество «главным дизайнерами», которые определяют финансовые потоки. Многие признаются, что работа с дизайнерами налажена и они приводят покупателей, за это получают процент с продаж — всё вполне логично.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!