Фото: therichest.com

Кризис не для элиты

Мебельный рынок в кризис показывает удивительные результаты. Крупные производители элитной мебели наращивают долю экспорта в Европу и расширяют свое присутствие в регионах России. А вот представители рынка, занимающиеся изготовлением продукции для среднего класса, как и в 2008 году, теряют позиции. Да и мебельщикам в эконом-сегменте сейчас не сладко. Покупательский спрос снижается.

Раз, два, три, рынок освободи

Удерживать ценники становится все сложнее. Особенно тем, кто использует в производстве импортные комплектующие. Даже гигантам рынка, обычно делающим запасы на несколько месяцев вперед, приходится рассчитываться с поставщиками с учетом нового курса валют. А по словам экспертов, для производства качественной мебели, используется от 50% до 80% зарубежной фурнитуры. Естественно, в ультрадешевой продукции они не используются, но и качество у нее соответствующее. А спрос на нее также сократился.

Избалованные поездками на отдых в другие страны россияне успели сравнить диваны, шкафы, кровати, столы и т. д. там и здесь. А такой же уровень комфорта в нашей стране могут предложить всего несколько производителей. Это одна из причин, по которой доля иностранных предметов интерьера с 2008 года выросла с 45% до 57%. Такие данные озвучивали в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. Однако отдать сейчас сотни тысяч рублей за, допустим, итальянскую кухню, готовы не все. Взор потребителя падает на отечественных производителей мебели премиального сегмента, которые успели закупить дорогостоящее иностранное оборудование и могут выпускать на рынок товар такого же класса. Только стоимость у него в 2-3 раза ниже.

«В премиум-сегменте было довольно тесно из-за присутствия импортеров. С началом кризиса им стало сложно работать, и рынок постепенно освобождается. И вот тут очень важно выйти с качественным продуктом по хорошей локальной цене», — говорит директор ООО «Элио Украина» Юрий Коростильов (производитель мебели в Киеве, где также из-за роста курса подорожали товары).

Фото: stagecoachdesigns.com

«Чувствуется значительное снижение объемов, в сравнении с прошлым годом. Мы производим мебель для среднего и эконом классов. Наши потенциальные клиенты в тяжелые времена ужимают себя во всем, в том числе отказываются от покупки новой мебели», — подтверждает конструктор-технолог мебельной компании «Нильс» Евгений Тарасов (г. Красноярск).

По мнению экспертов, если экономическая ситуация не изменится, доля импортной продукции на рынке начнет сокращаться. Не сразу и ненамного. Но процесс запущен.

Импортозамещение не для всех

На руку кризис сыграл и отечественным производителям фурнитуры. Мебельные компании в поисках решения для оптимизации начали вновь осматривать рынок комплектующих.

«Нам поставляют фурнитуру из Кирова и Смоленска. Но, что касается основных составляющих — плит ДСП и зеркал, то цены выросли у российских поставщиков на 30% и в 1,5 раза соответственно. И мы не можем понять почему», — сетует генеральный директор ООО «Мебельный двор» Евгений Салин (г. Санкт-Петербург).

А причина банальна. Тут даже не столько спекуляция на курсе валют, а простая зависимость от роста доллара и евро в бытовом плане.

«Я изготавливаю и продаю мебель. Все комплектующие и материалы у меня отечественные, стоимость на них меняться вроде бы не должна. Мой доход тратится на ипотеку, питание, одежду, коммуналку и сигареты. Мне хватает на все, но не более того. Далее разразился кризис. Стоимость питания, сигарет, одежды выросла и мне перестало хватать на жизнь, что делать? Выход только один, поднять стоимость продукции, даже если ее производство не связано с курсом валют. Для большего понимания ситуации нужно взять во внимание, что покупателей у меня во время кризиса стало гораздо меньше и доход по этой причине снизился. А еще и поставщики материалов и комплектующих подняли цены, по той же самой причине, что и я», — объясняет ИП Александр Никитенко (г. Краснодар).

В такой ситуации конкуренция между российскими сборщиками еще больше ужесточилась. Каждый ищет способы экономии и осваивает новые сегменты. По данным аналитиков, хорошие продажи сохраняются у производителей корпусной мебели, так как россиянам все равно необходимо на чем-то спать, где-то хранить вещи. Развитие получает и выпуск офисной мебели, где рентабельность держится на уровне 25%. Приходится тесниться и поставщикам мебели для бюджетной сферы. С падением спроса в B2B и B2C предлагать продукцию муниципальным учреждениям устремились производители, ранее обходившие этот сегмент стороной.

«У нас продажи держатся на уровне пока за счет выигранных тендеров. А вот заказы от частных лиц и коммерческих организаций сократились», — подсчитал руководитель отдела продаж «Аструм» Александр Степанов (г. Красноярск).

Из-за роста цен на комплектующие (в основном, иностранные) даже этот сегмент может скатиться к продажам на грани себестоимости. И если часть фурнитуры можно заменить на российскую, то, к примеру, петли, кромку, пилы, клей, обивку, наши заводы до сих пор выдают достаточно низкого качества. В производстве премиум-сегмента такое использовать нельзя. Волнуют участников рынка и перспективы. Импортозамещение, мол, хорошо, только вот деревообрабатывающее оборудование в России производят такое, что им могут пользоваться только изготовители эконом-сегмента.

«Как проводить модернизацию, если у нас аналогов российских нет? Вот мы на итальянском оборудовании работаем. Как нам теперь его покупать, если там цена оборудования самого простого от двух и до 12-15 миллионов рублей?! А сейчас сколько оно будет стоить? 30 миллионов?» — горячился на встрече с журналистами Татарстана директор по развитию ООО «Синтекс-2» Максим Сперанский (г. Нижнекамск).

Не все так плохо …

Не зря говорят, что любой кризис — это новые возможности. Региональные игроки, эконом-сегмента говорят, что даже выигрывают от ситуации.

«Последние полгода у нас есть стабильный прирост по выпуску 20-25% в месяц, идет разработка новых линеек. Раньше мы не были представлены в сегменте блочных кухонь, а когда стали их производить, спрос появился», — заверяет директор ООО «Юргинская мебельная компания» Александр Белов (г. Югра).

Фото: flickr.com

С оптимизмом смотрят вперед и дилеры luxury-мебели. Они уже пережили кризис 2008 года и готовы выжить и сейчас. Ведь их клиенты не потеряли свою покупательскую способность. Да, они более осмотрительны в покупке. Но все еще готовы инвестировать свои финансы в интерьер.

«В условиях кризиса важнейшее значение имеет снижение затрат вообще, и аренде, в частности, так как это одна из основных статей текущих расходов на торговлю у мебельных салонов. Нашей мебели не нужно очень больших площадей, чтобы сформировать у покупателей представление об этой коллекции. В разных салонах у нас площади под нее колеблются от 15 до 100 м2, что очень важно в условиях кризиса. Конечно, товар не продается, как «горячие пирожки», но средний ценник по ней в несколько сотен тысяч рублей. Нередки продажи и в несколько миллионов рублей сразу. Одна такая продажа часто «отбивает» год-два аренды. В одном из наших салонов была экспозиция в сего лишь, на 10 м2. При продажах в 500 000 через месяц (то есть один пусто, а второй густо) — это был шикарный результат. Простояв так год, мы увеличили эту экспозицию до 30 м2. Так на ней и работаем вот уже 6 лет», — рассказали в пресс-службе ООО «Арредо Харизма» (г. Москва).

…все гораздо хуже

Однако, локомотив экономики — средний бизнес. А у него надежды на стабилизацию экономики с каждым днем тают на глазах. Огромная часть продаж в мебельных салонах строилась на кредитовании. Сейчас кредиты на дорогие товары банки дают неохотно, тем более уже закредитованным россиянам, которые и так не могут рассчитаться с уже взятыми займами. Особо жесткое падение продаж прошло в небольших городах.

В мегаполисах также стагнация. Пик продаж пришелся на конец 2014 года, когда никто не знал, насколько упадет рубль и вкладывали деньги во все, что можно.

«В кризисных условиях мы пытаемся сохранить основных квалифицированных инженерно-технических работников. Для этого сейчас поставлена задача продать часть активов, погасить кредиты, которые мы брали на развитие последние 8 лет. Что касается наценок, говорить о них сейчас просто не приходится. Задача стоит продать хотя бы складские остатки, чтобы протянуть какое-то время. Поднимать цену на мебель нет смысла, потому что ее никто не покупает. Ценники можно какие угодно ставить, но спроса не будет. Денег у людей нет. Средний бизнес, по моему мнению, не видит никакой помощи от государства. Нам только мешают», — разводит руками руководитель производственной мебельной компании «Кая» Дмитрий Толмачев (г. Иркутск).

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!