Из Красноярска по всей России-матушке

Пожалуй, мало найдется красноярских производителей мебели, которые были бы на слуху за пределами родного края. Да что там говорить, мало вообще региональных игроков, которые бы сумели стать федеральными. В этом плане мебельная компания «Командор» — несколько уникальна. Начав с одного бренда, и завоевав серьезную долю местного рынка, производитель рискнул запустить новую торговую марку и пойти с ней по стране.

Зачем одному производителю два бренда, и каковы перспективы на рынке мебели в непростых экономических условиях? Об этом и многом другом мы побеседовали с директором по маркетингу мебельных компаний «Командор» и «Руммикс» Павлом Неведровым.

Павел Неведров

Павел Неведров, директор по маркетингу мебельных компаний «Командор» и «Руммикс».

— Павел Алексеевич, бренду «Руммикс» дал жизнь другой известный игрок на мебельном рынке — компания «Командор». Как взаимодействуют эти два бренда на рынке?

— Самым непосредственным образом. Это два бренда одного производителя, поэтому взаимодействие между ними выстроено достаточно плотно: и по направлению производства, и по направлению маркетинга. Бренд «Командор» в рамках крупного регионального холдинга представлен преимущественно на территории Красноярского края. «Руммикс» мы продвигаем за пределами домашнего рынка. Сегодня салоны «Руммикс» есть по всей стране, от Петропавловска-Камчатского на востоке, до Москвы — на западе. Хотя у обоих брендов отличная друг от друга платформа продвижения, прежде всего речь здесь идет о визуальной составляющей, но концептуальная платформа бренда одна — один ценовой сегмент, очень схожая продуктовая линейка, во многом пересекающиеся инструменты продвижения.

салон Руммикс

— Можете обозначить основные тренды 2015 года и прогнозы на 2016 год по рынку мебели?

— Основных трендов на мебельном рынке за последние год-полтора я бы выделил четыре. На сегодня можно говорить о негативной динамике рынка, а именно, о падении продаж. Пожалуй, единственное, что еще можно обсуждать в рамках данной тенденции — это уровень падения продаж. По одним данным эта цифра составляет 15-20%, по другим — более 35%.

Кроме того, в 2014-2015 годах на фоне кризиса началось и продолжается сокращение числа производителей. Как и во многих других отраслях, уходят с рынка, в первую очередь кустарные предприятия, банкротятся мелкие фирмы с высокой кредитной нагрузкой. Этот процесс виден практически во всех регионах страны.

Еще одна характерная для всего мебельного рынка тенденция — это переориентация спроса с дорогих ценовых сегментов на более дешевые. Более других ощутили этот тренд производители корпусной мебели, работающие в ценовых сегментах «средний плюс» и «премиум», поскольку значительное падение продаж наблюдается именно у них. В то время как крупные и средние производители в ценовых сегментах «средний минус» и «средний» испытывают затруднения со сбытом в гораздо меньшей степени.

Еще один тренд — перераспределение долей на мебельном рынке РФ. Сегодня за счет роста курса доллара цены зарубежных поставщиков перестали быть конкурентными, и для российских производителей появился отличный шанс воспользоваться ситуацией и занять долю рынка сокращающих свое присутствие в России импортеров. Этот процесс уже происходит. Стоит лишь оговориться, что при этом в сегменте «средний плюс» и «премиум» далеко не все российские производители готовы предоставить необходимое качество, достойное зарубежных аналогов.

Также среди общих тенденций рынка можно отметить и продолжающееся снижение покупательской способности населения, нестабильность экономики, высокую волатильность национальной валюты и развитие новых технологий.

— Стоит ли ждать перелома ситуации?

— Перелома ситуации ждать стоит, но, безусловно, период ожидания может очень сильно затянуться. Поскольку текущий кризис является системным и весьма необычным из числа тех, которые мы уже проходили за последние 10-15 лет, никто не может абсолютно точно предсказать, когда именно начнется период «оттепели» в экономике, и, соответственно, на мебельном рынке. По нашим прогнозам, это может быть период от 1,5 до 2-х лет.

— Сократится ли рынок или все участники справятся с трудностями?

— Рынок, безусловно, сократится. И, как нам кажется, очень значительно. Сегодняшние лидеры рынка из числа тех, кто не слишком обременен кредитами и заемными средствами, имеют отличные шансы существенно увеличить свою долю рынка. Однако даже среди крупных игроков возможны потери.

— Экономическая ситуация в стране внесла множество коррективов в планы многих рынков рынка. Как кризис в стране сказался на деятельности фабрики «Руммикс»?

— Для нас, как и для подавляющего большинства игроков рынка, сейчас непростое время. Очень много работы уже сделано, и еще больше предстоит. Мы конечно же ищем эффективные решения и в области управления человеческими ресурсами, и в области производства. Точно могу сказать, что задачи сокращения производства перед нами не стоит. Впрочем, как и задачи по сокращению сотрудников.

Мы считаем одним из главных своих преимуществ наличие квалифицированного персонала и поэтому не собираемся в короткие сроки расстаться с тем, что так долго собирали по крупицам. Наоборот, в текущей ситуации у нас даже есть планы по усилению кадрами, которые сейчас стали появляться на рынке. Что касается аналогов европейских комплектующих, то в нашем ценовом сегменте сегодня, пожалуй, нет необходимого выбора таковых среди российских производителей. Поэтому мы стремимся сохранить текущие позиции с уже зарекомендовавшими себя поставщиками. Договариваемся об оптимизации условий поставок и последующей оплаты. Что касается производства, то здесь также идет оптимизация не с точки зрения сокращения производственных мощностей, а с точки зрения их загрузки. Мы очень стараемся держать существующие объемы производства.

— В связи с уходом с российского рынка некоторых европейских игроков премиум-сегмента, некоторые эксперты поспешили с заявлениями, что это откроет новые возможности для отечественных производителей фурнитуры и самой мебели. Что Вы думаете по этому поводу?

— Возможности, безусловно, откроются. Вопрос лишь в том, насколько получится ими воспользоваться. Добиться текущего европейского уровня качества непросто. И многим российским игрокам эта задача сегодня не под силу. Но, может быть, какие-то попытки и увенчаются успехом. Хотя при этом нужно понимать, что этот процесс небыстрый. И для реального замещения потребуется значительное время. От 2-3 лет и более.

— Некоторые игроки рынка открыто говорят, что отечественная фурнитура не может заменить европейскую. Как Вы читаете, так это или нет?

— Мне кажется ответ на этот вопрос лежит в области ценового позиционирования. Если речь идет о замещении в сегменте «средний минус», «средний», то такая замена не исключена. В сегодняшней обстановке падения платежеспособного спроса населения очень многие потребители готовы рассматривать подобную альтернативу. Но только в этих сегментах. В сегментах же с высоким ценовым позиционированием к подобной замене потребители не готовы. У них нет ни малейшего желания получать менее качественный товар. Ведь у них есть средства, которые они готовы платить за то, что желают. В этом смысле замена возможна только в рамках существующего изменения потребительского спроса в соответствующих сегментах рынка. Во всех других смыслах — вряд ли. По крайней мере это не произойдет в краткосрочном периоде.

— Все чаще со стороны производителей звучат заявления о сложностях с модернизацией оборудования из-за высоких процентных ставок со стороны банков и подорожания оборудования. На каком оборудовании сейчас работает «Руммикс», и как будете решать рано или поздно возникшие задачи по обновлению станков и линий?

— Здесь я могу сказать, что мы многое успели сделать перед самым кризисом. Так, например, еще полтора года назад в Германии мы закупили две единицы современного оборудования. В этом смысле план по модернизации производственной линии на ближайшие 2-3 года мы выполнили. И сделано это было за счет собственных средств. Скажу по секрету, еще не по самому дорогому курсу евро. В банках кредитов мы не брали и в этом наше большое преимущество. Если говорить о производителях оборудования, то здесь мы не рискуем и работаем с известными мировыми лидерами. Так, если говорить о форматно-раскроечных станках, то это знаменитый Altendorf с уже 100-летней историей своего развития. Также активно используем оборудование компании IMA Klessmann.

В общем, в этом вопросе мы прибегаем к классике жанра и не используем каких-либо новых производителей, например, из Китая. Что касается дальнейшего периода модернизации производства 2017-2020 годов, то мы уже строим планы. Видение дальнейшего развития производственных линий у нас есть. Желание также имеется. Будем действовать.

— «Руммикс» уже можно назвать федеральным игроком. Какие планы стоят перед компанией по охвату новых регионов?

— За последний год мы приросли по РФ на 4 региона. Речь идет о качественном приросте с качественными дилерами. Вообще могу сказать, что именно удаленные рынки являются сегодня для нас основными источниками прироста. По одной простой причине. Если в домашнем регионе с уже развитой собственной долей рынка дальнейшее приращение на каждый 1% обходится крайне тяжело и дорого, то на рынках, где до вчерашнего дня мы вообще не были представлены, темпы прироста куда более впечатляющие. Поэтому расширение представленности на рынках РФ сегодня — для нас одна из главных задач развития. Мы планируем прирасти за 2015 год еще на 15-20% по количеству территорий.

— Ваша компания также работает с индивидуальными заказами. Клиенты, как все знают, бывают разные. Что, по Вашему опыту, самое сложное в работе с такими заказчиками?

— Все мы понимаем, что сегодня границы качества продукции уже не такие, как раньше. Конечно, имеются в виду, прежде всего сравнимые ценовые сегменты. В этом смысле основная работа с заказчиками должна вестись в области качества обслуживания. Создание системы клиентоориентированности на предприятии — вот что самое сложное. Ключевое слово в данной формулировке именно «система». Потому как разрозненные элементы подобной системы есть у многих игроков рынка. Но лишь единицы могут похвастаться системным подходом к этому вопросу. Сроки, качество, цена — основные на сегодня требования заказчика. А если мы говорим об индивидуальном заказчике, то нужно понимать, что он требует к себе индивидуального отношения на всех стадиях процесса обслуживания. Ведь не случайно он обратился к производителю индивидуальной мебели, а не пошел покупать серийную мебель. Компания «Руммикс» может гордиться существующей системой клиентоориентированности, созданной на предприятии. Ведь сегодня 8 из 10 клиентов приходят к нам по рекомендации. Мы не относимся к игрокам рынка, которые инвестируют миллионы в систему продвижения и рекламы своей продукции. Эти параметры работают у нас на поддерживающих позициях. Но при этом мы четко понимаем, что наша система неидеальна и поэтому делаем очень много усилий для ее постоянного обновления и улучшения.

На мой взгляд, именно в этом кроется главный секрет успеха производителя индивидуальной мебели.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!