ЛКМ формирует образ мебели

Сегодня «лицом» практически любой мебели является фасад. именно на его черты и эстетическую привлекательность сразу обращает внимание потребитель. Соответственно, создать необходимый антураж призваны лакокрасочные материалы. о том, почему и как использование ЛКМ способствует решению многих производственных задач в мебельной индустрии, рассказывает генеральный директор ООО «АРИКОН ЛК Системы» Сергей Фролов.

— Сегодня весьма бурно обсуждают превалирование спроса на зарубежные ЛКМ в мебельном сегменте. Почему сложилась такая ситуация, и как будут развиваться события?

— Зарубежные поставщики ЛКМ для мебели, присутствуют на российском рынке в качество практически монополистов в течение уже очень многих лет и являются основными игроками по причине, высокого качества предлагаемых материалов и технологичности их использования. Когда на валютном рынке евро отметился масштабным скачком, и начались пертурбации в экономическом плане на рубежах 2014-2015 гг., российский рынок стал интересен российским производителям по нескольким причинам. Во-первых, во время кризиса у большинства производителей снижается планка требований к качеству продукта. В нелёгкие времена на производстве приходится считать каждую копейку и уже не так привередливо относиться к отделке, и требовать от поставщика лояльной цены. Все понимают, что цена и качество — параметры, которые всегда находятся в прямой зависимости друг от друга. И если ты требуешь от поставщика дешёвого продукта, то с таким же качеством дорогой продукт априори быть не может. Кроме всего прочего, скачок евро и доллара привёл к тому, что импортные продукты стали значительно дороже. Соответственно, небольшие фабрики, которые считают каждый рубль, сразу начали искать какие-то альтернативные варианты. Тут и появились на горизонте наши производители. Конечно, мы видим, что постепенно россияне начинают открывать новые производства в столичном регионе и других районах. Однако я не считаю, что у производств-новобранцев будет замечательное безоблачное светлое будущее. Потому что на данном этапе валюты откатываются назад, что даёт новый импульс конкурентоспособности зарубежным поставщикам. К тому же, европейские поставщики лакокраски за время кризиса на мебельном рынке уже осознали, что теряют продажи. Поэтому разработали какие-то линейки эконом-продуктов, которые практически такие же хорошие по качеству, но на определённый процент дешевле, чем основные. А для тех, кто сейчас занимается импортозамещением и производит здесь продукцию, такой поворот, конечно же, большая угроза.

Что касается нас, то мы также специально разработали линейку эконом-продуктов для российского потребителя. Испытали её и привезли в Россию. Внедрение заняло более длительный период, чем мы ожидали. Однако спешка нужна лишь при ловле блох. Соответственно, необходимо испытать каждый продукт и убедиться в том, что его качество и рецептура соответствует тем ожиданиям, что выдвигает сегодня потребитель. Так что эконом-продукты — одно из новшеств нашей марки. До какого-то момента, как, впрочем, и сейчас, Sirca (официальным дилером которой является ООО «АРИКОН ЛК Системы», — прим. редакции) себя позиционировала как не самый дешёвый бренд на рынке, но и не самый дорогой. И сейчас мы предлагаем одни из качественных ЛКМ, занимающих золотую средину
ценового пласта.

— Многие производители находятся в поиске необходимых средств для создания качественной мебели, где особую роль играет лакокрасочная продукция. Насколько сегодня велика степень влияния таких материалов на себестоимость мебели?

Сергей Фролов

Сергей Фролов, генеральный директор компании «Арикон ЛК Системы»

— Де-факто, лакокраска для мебели существенно отличается от других лакокрасочных продуктов для автопрома, интерьеров, экстерьеров и объектов архитектурно-строительного значения. У нас высочайшие требования как к качеству продукта, так и к получаемой поверхности после нанесения ЛКМ. Потому что мебель — вещь достаточно дорогая, и она формирует большую часть видимого интерьера в доме. Так что,одну и ту же стандартную квартиру, в зависимости от того, какая там мебель, можно представить либо как шикарное жильё, либо как убогое жилище. Поэтому итальянцы некогда провели исследования. Они подсчитали, сколько процентов лакокраски в себестоимости готового изделия. Ну, понятно, что мебель мебели рознь, ведь это могут быть как штучные экземпляры, сделанные под заказ, так и стандартные атрибуты. Но в среднем цена лакокраски в себестоимости изделия составляет от 5 до 10%. При этом влияние на конечную цену изделия может достигать порядка 60-70%. Поясню откуда такие данные. Условно говоря, брали два стола, один из которых покрывали дешёвым лаком, а другой — дорогим продуктом, дающим отличную глянцевую плёнку. Создавали несколько фокус-групп, каждая из которых определяла стоимость изделий в соответствии с их внешним видом. Например, первый, по их мнению, стоил порядка 50 евро, в то время как второй, покрытый более дорогим лаком, оценивался ими в 200 евро. Мнения участников эксперимента записывались и анализировались. После чего были даны чёткие понятия, как цена вышеупомянутых 5-10% ЛКМ влияет на конечную цену продукта. Поэтому на рынке наиболее жёсткий участок сражения брендов лакокрасочников отмечен именно в мебельной нише.

В прошлом году на столичном круглом столе, когда директора ООО «ЯрЛИ» спросили: «Вот вы — самые крутые и известные в мире производители от нашей страны. Один из двух брендов, который входит в мировой топ-лист производителей лакокраски. Вы, промышленный гигант, производили ли что-то для мебели?». На что руководитель предприятия ответил: «Нет». А на вопрос: «А почему?», сказал: «А мы как-то не концентрировали внимание на этом сегменте». А не смотрели скорее всего потому, что в нашей сфере много проблем, требования к сырью и качеству продукта высочайшие, а развернуться негде. Так, если краска для металла — это трубопроводы, хранилища, автопром и странкопром и прочее, то наша ниша — мебель и двери, а также незначительная доля интерьера. Поэтому конкурировать намного сложнее. Выкладываться приходится в несколько раз больше, а ёмкость самого рынка в несколько раз меньше.

— Зачастую в целях экономии производственники идут на смешение материалов или затевают «недетские игры» с пропорциями. Насколько оправдан подобный риск, когда на карту поставлено качество мебели?

— Обычно, когда на рынок выходит продукт, он уже в высокой степени готовности. Он не может не работать, если его применить так, как написано в техническом описании, которое даёт производитель. Если написано, что нужна древесина определённой влажности, то ни в коем случае нельзя использовать сырую доску. Когда расход при нанесении должен составлять точное количество грамм на метр квадратный, то нельзя делать его меньше или больше. Если указано, что в материал нужно добавить 20% или 30% растворителя конкретной марки, то не стоит пытаться заменить его другими средствами и тем более экспериментировать с пропорциями. Проблемы начинаются у того, кто технологию не выдерживает. Всё завязано на науках: химии и математике. При несоблюдении формулы результата хорошего однозначно ожидать не стоит. Такие проблемы возникают регулярно, и дальше будут возникать у ряда мебельщиков. Поскольку прослеживается следующая тенденция: чем хуже ситуация в экономике, тем больше возникает таких вопросов. Потому что производство пытается как-то оптимизировать свои затраты, ищет пути сокращения денежных средств — и на лакокраску в том числе. Как правило, когда у фабрики денег много, она такими вещами не занимается. Ведь у неё колоссальные объёмы выпуска продукции и проблема качества может стать критическим ударом по репутации. Впрочем, экспериментаторов у нас много, ибо мы страна Кулибиных и Левшей. Но, чаще всего, такие действия присущи более мелким производствам.

Некоторое время назад я работал с одним производителем лакокраски, у которого были строгие требования: когда покупаешь такой-то лак, то обязан купить в комплекте определённые разбавитель и отвердитель. У нас сейчас такого требования нет. Но при этом всех своих клиентов уведомляем о том, что можем гарантировать отличное качество, потребительские свойства и долговечность поверхности лишь в том случае, когда используются все рекомендованные нами компоненты системы. До какого-то момента «недетские игры» с пропорциями и заменой материалов в производстве действуют. Однако как только это перестаёт работать, как правило, сразу же идёт звонок с производства в нашу сервисную службу. Технологи едут и разбираются. На это и ответ стандартный — нужно следовать рекомендациям. Чаще всего нам удаётся убедить руководство компании, что необходимо строгое соблюдение технологии. Ведь владелец производства заинтересован, чтобы оно работало с минимальным количеством брака и проблем. Кстати, иногда случаются и такие ситуации, когда к нам в офис обращается достаточно разозлённый и обиженный на действия своего поставщика клиент. У него проблемы с материалами, но партнёр не даёт никаких вариантов решения. Тогда необходимую поддержку он находит в нашей компании. Даже готов начать пользоваться нашими продуктами только потому, что к нему отнеслись по-человечески и дали профессиональные советы.

— А можно ли реанимировать бракованную мебель после нанесения лакокрасочных материалов?

— В силу того, что лакокраска при нанесении на поверхность затрагивает только верхние слои подложки, то чаще всего такие огрехи можно исправить. Непоправимого в этом отношении брака не бывает. Любую поверхность в 98% случаев можно подвергнуть шлифовке, удалить слой лакокраски и перекрасить заново.

На остальные 2%, как правило, приходятся на непоправимый брак. Глубже всего в обрабатываемые древесные поверхности проникают именно морилки, у которых основные свойства — подкрасить саму древесину. И когда есть потребность в переработке брака, возникает вполне логичный вопрос: из какого сырья изготовлена подложка? Натуральная ли это древесина, натуральный шпон, или шпон файн-лайн с более рыхлой текстурой, МДФ, ДСП либо плёнка. Кстати, сейчас много производств, которые красят плёнку для придания ей каких-либо эффектов. Например, стандартный шпон имеет толщину от 0,4 до 0,6 мм, а краситель, как правило, на такую глубину и проникает. Как известно, дерево — благодатный в плане обработки продукт. И любое производство — это ещё и субъект экономической деятельности, для которого переработка брака подразумевает трату дополнительных денежных средств. Поэтому производитель подсчитывает, во сколько выльется переработка брака с точки зрения затрат, и будет ли это рентабельно. К тому же многое зависит от конкретного производства: какая используется подложка и какие ЛКМ. Возможно, будет проще отставить бракованную заготовку и продолжить выпуск качественного продукта. В случаях, когда слишком поздно выявили брак и было сделано немало продукции, вся партия отправляется на повторную шлифовку.

Но опять-таки, двух одинаковых производств не существует, соответственно, каждое из них, как отпечаток пальца, абсолютно уникально. То есть на каждом предприятии свои технологические процессы, оборудование, организация и целевое построение технических цепочек со стороны персонала; используются свои материалы, фурнитура, ЛКМ, наполнение и механизмы. Даже циклы отделки построены по-разному, поэтому всех под одну гребёнку равнять нельзя. Мы же всегда готовы помочь клиентам в решении проблем с браком. И до начала использования нашего продукта приехать на предприятие и ознакомиться с его технологическими возможностями и спецификой выпуска мебели. И только на основе детального анализа дать рекомендации. Бывает и так, что приходится дорабатывать наши продукты, если стоит какое-то необычное оборудование и требуются нестандартные материалы для определённого типа нанесения. На самом деле, сейчас достаточно много различных типов оборудования и приспособлений для нанесения. Это и роботы, и пистолеты, и готовые камеры. И независимо от степени технического оснащения наша техподдержка строится на трёхуровневом сервисе. Первый — технологи, которые находятся непосредственно в дистрибьюторском сервисном центре в Москве. Второй уровень — технологи, что работают в представительстве компании Sirca в столице. И третий уровень — технологи-итальянцы, которые всегда имеют открытую российскую визу и могут в самые кратчайшие сроки прибыть в любую точку нашей страны для решения каких-то серьёзных вопросов. Но мы изначально весьма конструктивно подходим к внедрению любого продукта и решению проблем, так как стремимся предложить продукт, который бы быстро сох, обладал хорошими свойствами, ложился красиво на обрабатываемые поверхности и не вызывал в дальнейшем никаких рекламаций со стороны покупателей.

— Мебельные компании активно включают в свои ансамбли винтажную мебель. Ассортимент отечественных продуктов в этом сегменте фактически отсутствует. Предлагаете ли вы материалы с различными новомодными эффектами?

— Винтаж — один из трендов, который всегда пользуется спросом. Для создания этого стиля у нас присутствует обширная линейка материалов с эффектом старения, кракле, патины, имитирующие старину, а также различные масла. Все эти продукты — химия в чистом виде. И я сомневаюсь, что у кого-то из участников рынка есть сейчас формулы, которые являются абсолютным ноу-хау и не могут быть повторены кем-то из производителей. Естественно, что какие-то моменты в плане формул у большинства игроков плюс-минус одинаковые. Но когда Sirca разрабатывает свои материалы, то, естественно, в первую очередь, делает упор на технологичность. Чтобы продукты было удобно применять, и их использование приносило минимальный дискомфорт в процессе создания мебели.

Также мы активно расширяем линейку различных спецэффектов. Для кого-то это покажется парадоксальным, ведь на рынке кризис, и всем нужно дешёвое сырьё. Ясно, что такая группа товаров, как спецэффекты, дешёвыми быть априори не могут. И доля использования их, как правило, приходится на мебель из разряда среднего или высокого ценового сегмента. Однако в нашей стратегии на самом деле никакого парадокса нет. Рынок находится сейчас в стадии насыщения. И для увеличения продаж мебельным фабрикам приходится вводить новые модели с нестандартными решениями в дизайне. И это не всегда сложная геометрия, а скорее аутентичность в отделке. Допустим, шкаф напоминает грубую бетонную поверхность, но при этом есть чёткое осознание того, что это дерево. Или на нём имитируются пятна в виде затираемой меди или ржавчины, то это один из современных модных вариантов оформления. Очень многие из тех людей, кто покупает мебель с интересной отделкой, часто посещают европейские страны, обращают внимание на стиль и детали интерьеров домов, отелей и ресторанов. И им, конечно же, хочется внести такие изюминки в свои апартаменты. Как раз наша линейка ЛКМ полностью отвечает этим вкусам и пожеланиям. Сейчас предлагаем различного плана спецэффекты, которые имитируют каменную поверхность, бетон, ржавчину, позеленевшую от старости мебель, патину, серебро и золото и др.

— Расскажите, каких результатов вы добились и что планируете в будущем?

— Мы прошли 2016 год очень хорошо: прирост к 2015 году составил порядка 28%. При этом мы не питаем иллюзий и понимаем, что часть этих процентов — клиенты, которые перешли к нам от менее стойких к конкуренции производителей ЛКМ. В прошлом году мы сделали ставку на развитие, и теперь у нас два офиса в Ульяновске и Краснодаре со складом, лабораторией и персоналом. Надеюсь, в этом году продолжим экспансию и откроем ещё три региональных офиса. Кстати, со стороны государства звучат призывы к развитию сибирского и дальневосточного районов. Поэтому считаем, что Сибирь достаточно привлекательна для нашего присутствия несмотря на определённые сложности.

В частности, это большие пространства и дороги, а также весьма непредсказуемая зима, что совсем не подходит некоторым нашим продуктам из основной линейки. Но чем сложнее условия, тем приятнее их преодолевать и добиваться результатов. Дело в том, что для открытия офиса с колерным участком в регионе мало только наличия хорошей клиентской базы, нужен ещё и грамотный персонал. А в России последние два десятка лет с этим серьёзные проблемы. Поэтому, когда в единой точке складываются все слагаемые: клиентская база, площади и персонал, то открытие нового сервисного центра — лишь вопрос времени. Пока всё находится на стадии проработки, но есть определённая уверенность, что и в Сибирь мы прочно встанем ногой. Когда-то и за Уралом мы присутствовали точечно, выборочно и нерегулярно. А сейчас активно развиваем там партнёрскую сеть.

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!