УФ-печать

Сквозь призму технологий

Техническая революция на российском рынке в сфере печати на ткани началась не так давно. И оборудование, связанное именно с этим направлением, только-только начинает появляться. Ранее всё это завозилось из Китая, где производство тканей встало на поток ещё задолго до появления технических средств. В России же использовали жаккардовые ткани, где рисунок появлялся не за счёт принтования, а за счёт набивки отдельного рисунка разными цветами ниток. За рубежом, в частности в Китае и Турции, производство тканей с рисунком упростили и стали наносить принт сублимационным способом, используя печатные станки. Данная технология для российского рынка достаточно новая, и в сфере мебельного производства такие агрегаты стали появляться всего лишь три-четыре года назад.

Первопроходцы внедрения новых технологий довольствовались малым — максимальная скорость оборудования была низкой — 17-20 погонных метров в час. Сегодня оборудование стало более скоростным за счёт применения других печатающих головок и других чернил. В предыдущем поколении станков использовали головки Epson, а сегодня — Ricoh. Последние зарекомендовали себя как «более промышленные» и более устойчивые в производственном плане к большим нагрузкам. С наращиванием объёмов печати рынок оборудования становился более технологичным и серьёзным. Совершенствовались системы натяжки, фиксации ткани во время печати и переноса рисунка. Принцип выбора печатающего элемента в отношении бренда-изготовителя был регламентирован определённой скоростью выплёвывания самой капли чернил во время печати. На новых головках данный параметр гораздо выше, и, соответственно, точность попадания на определённый участок лучше. За счёт этого увеличились разрешение печати и резкость изображения, которое переносится непосредственно на саму ткань. А значит, и изображение становится более контрастным и насыщенным. При этом регулировка скорости производится в соответствии с предлагаемыми режимами печати. Сам печатающий элемент не может участвовать в процессе управления скоростью, а может лишь быть менее или более продуктивным. В новых головках учли нюанс производительности, и уже с появлением новых машин печатающие элементы доработали. Изменения коснулись и самих чернил. Так как мебельные ткани сами по себе довольно-таки плотные, то требовалось больше чернил для работы с такими материалами. При печати на более плотной ткани выливается гораздо больше чернил. Поэтому итальянская компания Kian в своё время произвела фурор на рынке чернил, добавив некое количество пигмента на грамм и создав более привлекательный в ценовом отношении продукт. Что позволило при печати на более плотных тканях существенно снизить расход чернил и заметно изменить себестоимость конечного продукта.

В мире уже многие готовы к переменам, и на смену традиционным роторным и роторно-гравюрным машинам приходят цифровые. Хотя сейчас ещё можно встретить агрегаты, что печатают за счёт какого-то определённого рисунка на валу и наносят каждый цвет отдельно. Безусловно, первые цифровые экземпляры были медленными и с дорогими чернилами, вследствие чего были не совсем интересны мебельному рынку. Потому как уже тогда колоссальные объёмы требовали оперативной печати, что, увы, цифровые машины старого образца не могли дать — они уступали роторным по производительности. Сейчас же мировая тенденция идёт к тому, что цифровая печать становится всё более скоростной за счёт печатающих головок. Модернизированы системы подачи материала, и существенное снижение стоимости чернил приводит к минимизации издержек производства и доступной стоимости конечного продукта. Это и стало главной предпосылкой для мебельной индустрии к самостоятельной печати на тканях, минуя принт, предлагаемый китайцами и турками.

Современная технология очень интересна не только производителям, но и конечным потребителям — они получают возможность выпускать мебельную ткань абсолютно разных принтов и менять коллекцию от сезона к сезону, ориентируясь на мировые модные тенденции. В советскую эпоху покупатель посещал магазины и видел разные по исполнению диваны, но с одной и той же палитрой тканей, так как тогда на весь Союз было всего три-четыре фабрики. Поэтому покупатель становился заложником ситуации, когда ассортимент весьма узок и в отношении цвета, и в отношении рисунка. Сейчас же с момента выбора рисунка до момента нанесения его на ткань проходит максимум 15 минут. Можно варьировать коллекции, адаптировать рисунки под конкретную модель мебели. Менять цветовую гамму и создавать какие-либо индивидуальные заказы. Воплощать в реальность идеи и пожелания заказчика. Мы предлагаем печать на ткани белого либо светлого оттенка, так как технология не предусматривает использование белого цвета, да и светлые носители проще выкрасить в требуемые цвета.

На сегодняшний день производитель может выделиться только благодаря нескольким параметрам: конструкция, дорогая фурнитура, внешние данные мебели относительно принта и цвета, которых нет у конкурента. К примеру, на известной мебельной выставке в Москве уже не раз замечал однотипность тканевых решений: фабрики представляют разные модели, но рисунок идентичен. Ткань у поставщика красивая и модная, находится в тренде и её заказывают практически все мебельщики, а это создаёт картину всеобщей шаблонности. Но когда у производителей тканей проявится возможность удовлетворить запрос клиента «хочу такое, но с перламутровыми пуговицами», то это будет в полной мере отвечать потребительскому спросу.

Если возьмём в срезе сравнения с рынком одежды, где делают 100-200 платьев и при этом меняют принты, расцветку и прочие детали, то там такая тенденция ярко выражена. Мировые бренды не заостряют внимание на миллионах партий, а ограничивают выпуск той или иной коллекции и тут же внедряют новые. Чтоб постоянно рынок был наполнен различными моделями одежды и всегда присутствовал выбор. Там прослеживается постоянное обновление ассортимента за счёт дизайна для разных возрастных групп. Так и в мебельном направлении уже сейчас очевиден уход от пережитков и стремление к эксклюзиву. Многие фабрики ставят новое оборудование и привлекают дизайнеров для создания собственных материалов, интересных потенциальным клиентам.

Представьте себе диван с рисунком в виде розы. Мы можем на отдельные детали кроя наносить определённый рисунок, но так, чтобы при сборке всей конструкции дивана этот рисунок розы в полном объёме переходил от одной детали атрибута к другой и являл собой визуально законченный графический объект. Например, располагался подобный большой рисунок цветка на подлокотнике, продолжался на сидении, перетекал на спинку и заканчивался на втором подлокотнике.

Безусловно, на поток подобные решения поставить весьма сложно, но для индивидуального заказа — идеальный вариант выделиться среди конкурентов. Однако в этом случае работа более кропотливая и трудоёмкая, ведь если в обычном параллельном отображении рисунка стандартного образца незначительное смещение не будет бросаться в глаза, то подобная отрисовка требует особой точности. Ведь необходимо поместить рисунок на деталях кроя так, чтоб он точно стыковался и выглядел единым целым на диване. Подобные эксперименты — редкость, но уже сейчас их взяли на вооружение некоторые предприимчивые мебельщики, тем более, что внедрение оборудования абсолютно продуктивно для любой мебельной компании. Комплексы из двух машин малой и средней производительности по сравнению с оборудованием, которое уже вовлечено в мебельное производство, стоит в среднем это 2.5-3 млн рублей.

Что же касается внедрения технологий, то ярким примером может служить ижевская «Фабрика Мирлачёва». Более трёх лет назад эта компания решила влить в своё производство новую «кровь». Добавить изюминку в ассортимент тканей и тем самым привлечь покупателей. Так как у конкурентов было то, что и у всех: фурнитура, разнообразный конструктив мебели, а необходимо было о себе заявить на рынке, то они были в числе первых, кто приобрел и внедрил технику японского бренда. И на сегодняшний день эта фабрика производит печать на ткани не только для собственных нужд, но и для других компаний.

Также наглядный интерес к цифровой печати на ткани проявили принт-студии, которым выгодно предоставлять широкому кругу потребителей любые рисунки. В Подольске есть компания, которая также пошла по пути инноваций. Сейчас они плодотворно сотрудничают с представителями мебельного направления и производителями тканей для мебели. При этом у них сильная команда дизайнеров, занимающихся отрисовкой новых композиций и элементов рисунка. А парк оборудования насчитывает пять комплексов. Понятное дело, что есть мировые направления в моде, которые отечественные производители привозят с зарубежных выставок и модифицируют под свои мощности. При этом нельзя забывать, что страна у нас многонациональная и то, что нравится в одном регионе, может совсем не подходить заказчикам в другом. Поэтому нынешние мебельщики всё-таки стараются использовать все многообразие цветовых решений и рисунка, чтобы удовлетворить запросы потребителя.

Модернизировать имеющееся оборудование и наращивать скорость печати у станков старого образца невозможно. Потому как скорость печати можно повысить либо сменой печатающих головок, либо увеличением их количества. Но ведь парковка, где расположены печатные головки, идёт определённого размера.

Просто так конструкцию станка изменить невозможно, ведь наравне с этими манипуляциями придётся вносить изменения и в технологию, и модернизировать другие рабочие узлы, и соответственно адаптировать под новые нагрузки. Это настолько непродуктивно в части материальных и временных затрат, что производители цифровых машин сразу отказываются от такой затеи.

Поэтому при необходимости увеличения объёмов производства, есть лишь один выход — докупать новое оборудование.

Текст: Сергей Орлов, коммерческий директор ООО «РуссКом-Графикс»

Понравился материал?
Подпишитесь на «Дайджест мебельщика» и получайте подборку лучших статей о мебельном производстве и бизнесе каждый месяц на свою почту!